Ваш ребенок идет в школу

Ежегодно в многочисленную армию
школьников вливается новое пополнение: начинают свой первый учебный год те,
кому исполнилось шесть лет.

Начальный период обучения в школе достаточно
труден для всех детей, поступивших в школу, и “синдром усталости” не
так редко встречается в наше время. Особенно трудными бывают первые дни (а для
части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный
процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для него характерны
изменения в поведении: нарушаются сон, аппетит, наблюдаются повышенная
раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребенку многословие
или, наоборот, молчаливость и др. Это все внешние проявления крайнего нервного
напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной
жизни, меньше устают, охотно общаются с родителями и сверстниками; возвращается
хорошее ровное настроение, появляется готовность выполнить поручения, выходящие
за рамки учебы.

Так проходит процесс приспособления к школе у
большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям
становится трудной задачей, они часто болеют, а заболевания еще больше
ослабляют их организм. Поэтому ребенка необходимо показать, независимо от
состояния его здоровья, участковому врачу-педиатру и узким специалистам в 3
года и в 5 лет, но не позднее, чем за 6 месяцев до школы, чтобы при обнаружении
отклонений в состоянии здоровья пройти необходимый курс лечения и оздоровления.
Особое внимание следует обратить на часто болеющих детей. Перед поступлением в
школу их целесообразно оздоровить в санаториях, загородной зоне или в условиях
поликлиники (дневной стационар), провести курсы общеукрепляющей, стимулирующей
терапии.

Почему так по-разному дети реагируют на
начальный этап обучения? Вопрос сложный. Значение имеют состояние здоровья,
уровень биологической зрелости, а также развития тех умений и действий, которые
необходимы для процесса обучения. Поэтому ребенка нужно обязательно готовить к
обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и
своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков.

На шестом году жизни наиболее часто выявляются
дефекты в осанке. Мышцы спины, имеющие большое значение в удержании правильного
положения позвоночника, относительно слабы, и позвоночник легко поддается
деформации. У ребенка надо формировать правильную позу при сидении, стоянии,
ходьбе. Особое внимание следует обратить на кисти рук. Необходимо научить ребенка
рисовать, лепить из пластилина, конструировать. А под контролем взрослого —
вырезать ножницами из бумаги фигурки. Очень полезны все виды рукоделия,
вышивание, вязание крючком — все это поможет ребенку хорошо писать. Прежде
всего необходимо научить малыша правильно держать карандаш тремя пальцами,
затем путем упражнений надо добиваться точности, координированности движений.

Очень важно, чтобы к шести годам ребенок
научился выполнять комплекс утренней гимнастики, плавать, кататься на
двухколесном велосипеде, лыжах, коньках. Эти двигательные умения помогут еще
лучше овладевать речью, счетом, письмом.

Четкое и строгое выполнение режима дня приучает
ребенка к определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать,
просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. Занятия в одно и то же время
настраивают ребенка на умственную деятельность, сокращая период
“врабатывания”.

В процессе подготовки ребенка к школе важно
сформировать у него не только умения, но и навыки в соблюдении правил личной
гигиены, что существенно снизит угрозу заболеть инфекционной болезнью,
заразиться глистами. Нужно научить его правильно мыть руки — намыливать до
пены, повторяя эту процедуру дважды, не забывать, что должны быть вымыты не
только ладошки, но и кончики пальцев, ногти, а также запястья. Помогите ребенку
освоить и такие трудные для него процессы, как мытье шеи, ушей, носа, ног на
ночь. Если в школе ребенок сможет применить гигиенические навыки
самостоятельно, значит, вы достигли цели, и остается только систематический
контроль за их выполнением дома.

Особое внимание следует уделить формированию
прочных умений и навыков, необходимых для самообслуживания: как войти в класс,
сидеть за партой, сложить книги в ранец, аккуратно одеться, пользоваться
туалетом, вести себя в школьной столовой, общаться со сверстниками. Чем больше
будут соответствовать развитие, умение и здоровье ребенка эталонным
требованиям, тем легче дошкольнику перешагнуть порог школы, почувствовать себя
в ней как дома, тем больший интерес будет проявлять ребенок к учебе, меньше
уставать.

Жанна СЛИНКИНА,

врач-педиатр.

Последние новости

Общество

1 мая 2025 года маршруты пригородного сообщения будут обслуживаться по расписанию ЧЕТВЕРГА

30 апреля 2025
Читать новость
Общество

ЗАО «Осиповичский завод транспортного машиностроения» занесен на Республиканскую доску Почета

30 апреля 2025
Читать новость
Общество

1 Мая в Осиповичах пройдет концертная программа художественной самодеятельности у фонтана в городском парке ” Первомайское настроение”

30 апреля 2025
Читать новость
Спорт и туризм

Осиповчане результативно выступили в турнире по вольной борьбе

30 апреля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко рассчитывает вывести отношения с Вьетнамом на качественно новый уровень

30 апреля 2025
Читать новость
Власть

Мамаев курган, союзный форум и переговоры с Путиным. Как прошел визит Лукашенко в Волгоград

30 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем