Ежегодно в многочисленную армию школьников вливается новое пополнение: начинают свой первый учебный год те, кому исполнилось шесть лет.
Начальный период обучения в школе достаточно труден для всех детей, поступивших в школу, и “синдром усталости” не так редко встречается в наше время. Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для него характерны изменения в поведении: нарушаются сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребенку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это все внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают, охотно общаются с родителями и сверстниками; возвращается хорошее ровное настроение, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учебы.
Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям становится трудной задачей, они часто болеют, а заболевания еще больше ослабляют их организм. Поэтому ребенка необходимо показать, независимо от состояния его здоровья, участковому врачу-педиатру и узким специалистам в 3 года и в 5 лет, но не позднее, чем за 6 месяцев до школы, чтобы при обнаружении отклонений в состоянии здоровья пройти необходимый курс лечения и оздоровления. Особое внимание следует обратить на часто болеющих детей. Перед поступлением в школу их целесообразно оздоровить в санаториях, загородной зоне или в условиях поликлиники (дневной стационар), провести курсы общеукрепляющей, стимулирующей терапии.
Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а также развития тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения. Поэтому ребенка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков.
На шестом году жизни наиболее часто выявляются дефекты в осанке. Мышцы спины, имеющие большое значение в удержании правильного положения позвоночника, относительно слабы, и позвоночник легко поддается деформации. У ребенка надо формировать правильную позу при сидении, стоянии, ходьбе. Особое внимание следует обратить на кисти рук. Необходимо научить ребенка рисовать, лепить из пластилина, конструировать. А под контролем взрослого — вырезать ножницами из бумаги фигурки. Очень полезны все виды рукоделия, вышивание, вязание крючком — все это поможет ребенку хорошо писать. Прежде всего необходимо научить малыша правильно держать карандаш тремя пальцами, затем путем упражнений надо добиваться точности, координированности движений.
Очень важно, чтобы к шести годам ребенок научился выполнять комплекс утренней гимнастики, плавать, кататься на двухколесном велосипеде, лыжах, коньках. Эти двигательные умения помогут еще лучше овладевать речью, счетом, письмом.
Четкое и строгое выполнение режима дня приучает ребенка к определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. Занятия в одно и то же время настраивают ребенка на умственную деятельность, сокращая период “врабатывания”.
В процессе подготовки ребенка к школе важно сформировать у него не только умения, но и навыки в соблюдении правил личной гигиены, что существенно снизит угрозу заболеть инфекционной болезнью, заразиться глистами. Нужно научить его правильно мыть руки — намыливать до пены, повторяя эту процедуру дважды, не забывать, что должны быть вымыты не только ладошки, но и кончики пальцев, ногти, а также запястья. Помогите ребенку освоить и такие трудные для него процессы, как мытье шеи, ушей, носа, ног на ночь. Если в школе ребенок сможет применить гигиенические навыки самостоятельно, значит, вы достигли цели, и остается только систематический контроль за их выполнением дома.
Особое внимание следует уделить формированию прочных умений и навыков, необходимых для самообслуживания: как войти в класс, сидеть за партой, сложить книги в ранец, аккуратно одеться, пользоваться туалетом, вести себя в школьной столовой, общаться со сверстниками. Чем больше будут соответствовать развитие, умение и здоровье ребенка эталонным требованиям, тем легче дошкольнику перешагнуть порог школы, почувствовать себя в ней как дома, тем больший интерес будет проявлять ребенок к учебе, меньше уставать.