Ваш ребенок идет в школу

Ежегодно в многочисленную армию
школьников вливается новое пополнение: начинают свой первый учебный год те,
кому исполнилось шесть лет.

Начальный период обучения в школе достаточно
труден для всех детей, поступивших в школу, и “синдром усталости” не
так редко встречается в наше время. Особенно трудными бывают первые дни (а для
части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный
процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для него характерны
изменения в поведении: нарушаются сон, аппетит, наблюдаются повышенная
раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребенку многословие
или, наоборот, молчаливость и др. Это все внешние проявления крайнего нервного
напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной
жизни, меньше устают, охотно общаются с родителями и сверстниками; возвращается
хорошее ровное настроение, появляется готовность выполнить поручения, выходящие
за рамки учебы.

Так проходит процесс приспособления к школе у
большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям
становится трудной задачей, они часто болеют, а заболевания еще больше
ослабляют их организм. Поэтому ребенка необходимо показать, независимо от
состояния его здоровья, участковому врачу-педиатру и узким специалистам в 3
года и в 5 лет, но не позднее, чем за 6 месяцев до школы, чтобы при обнаружении
отклонений в состоянии здоровья пройти необходимый курс лечения и оздоровления.
Особое внимание следует обратить на часто болеющих детей. Перед поступлением в
школу их целесообразно оздоровить в санаториях, загородной зоне или в условиях
поликлиники (дневной стационар), провести курсы общеукрепляющей, стимулирующей
терапии.

Почему так по-разному дети реагируют на
начальный этап обучения? Вопрос сложный. Значение имеют состояние здоровья,
уровень биологической зрелости, а также развития тех умений и действий, которые
необходимы для процесса обучения. Поэтому ребенка нужно обязательно готовить к
обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и
своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков.

На шестом году жизни наиболее часто выявляются
дефекты в осанке. Мышцы спины, имеющие большое значение в удержании правильного
положения позвоночника, относительно слабы, и позвоночник легко поддается
деформации. У ребенка надо формировать правильную позу при сидении, стоянии,
ходьбе. Особое внимание следует обратить на кисти рук. Необходимо научить ребенка
рисовать, лепить из пластилина, конструировать. А под контролем взрослого —
вырезать ножницами из бумаги фигурки. Очень полезны все виды рукоделия,
вышивание, вязание крючком — все это поможет ребенку хорошо писать. Прежде
всего необходимо научить малыша правильно держать карандаш тремя пальцами,
затем путем упражнений надо добиваться точности, координированности движений.

Очень важно, чтобы к шести годам ребенок
научился выполнять комплекс утренней гимнастики, плавать, кататься на
двухколесном велосипеде, лыжах, коньках. Эти двигательные умения помогут еще
лучше овладевать речью, счетом, письмом.

Четкое и строгое выполнение режима дня приучает
ребенка к определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать,
просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. Занятия в одно и то же время
настраивают ребенка на умственную деятельность, сокращая период
“врабатывания”.

В процессе подготовки ребенка к школе важно
сформировать у него не только умения, но и навыки в соблюдении правил личной
гигиены, что существенно снизит угрозу заболеть инфекционной болезнью,
заразиться глистами. Нужно научить его правильно мыть руки — намыливать до
пены, повторяя эту процедуру дважды, не забывать, что должны быть вымыты не
только ладошки, но и кончики пальцев, ногти, а также запястья. Помогите ребенку
освоить и такие трудные для него процессы, как мытье шеи, ушей, носа, ног на
ночь. Если в школе ребенок сможет применить гигиенические навыки
самостоятельно, значит, вы достигли цели, и остается только систематический
контроль за их выполнением дома.

Особое внимание следует уделить формированию
прочных умений и навыков, необходимых для самообслуживания: как войти в класс,
сидеть за партой, сложить книги в ранец, аккуратно одеться, пользоваться
туалетом, вести себя в школьной столовой, общаться со сверстниками. Чем больше
будут соответствовать развитие, умение и здоровье ребенка эталонным
требованиям, тем легче дошкольнику перешагнуть порог школы, почувствовать себя
в ней как дома, тем больший интерес будет проявлять ребенок к учебе, меньше
уставать.

Жанна СЛИНКИНА,

врач-педиатр.

Последние новости

Общество

Несун”-2025. Чем закончилось уголовное дело в отношении работника одного из предприятий Осиповичей, который в начале июня 2025 года похитил 80 кг грунт-эмали

17 августа 2025
Читать новость
Общество

У праса пачэсная праца. У краязнаўчым музеі Ясенскай СШ сабрана ўсё тое, што калісьці радавала гаспадынь сваёй навізной, а сёння стала самым сапраўдным рарытэтам

17 августа 2025
Читать новость
Общество

О поезде Осиповичи-Гродзянка последнее время говорится много. Останется ли у жителей Гродзянки персональный поезд?

17 августа 2025
Читать новость
Общество

Секреты успеха Осиповичского завода транспортного машиностроения: современное оборудование и квалифицированные кадры

17 августа 2025
Читать новость
Культура

Эстраднай фолк-групе “Вяззеўскі кірмаш” яшчэ толькі каля двух гадоў, але яе песні гучалі ўжо не толькі ў Вяззі — іх чулі далёка за межамі аграгарадка

17 августа 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 16 августа для всех знаков зодиака

16 августа 2025
Читать новость

Рекомендуем