Жив, курилка! История первого автомобиля редакции осиповичской газеты и “покатушка” с вау-эффектом

Жив, курилка!
Всё с чего-то начинается. И автомобилизация нашей газеты — не исключение. Первое собственное транспортное средство редакция получила где-то в 60-е годы, и это был мотоцикл ИЖ. Через некоторое время его напарником стал ГАЗ-69А, выпущенный в 1971 году. И, что удивительно, первый редакционный автомобиль до сих пор на ходу!
Как продавали казенного “козла”
…В 60-70 годы автотехнику ценили за надежность и проходимость: дороги в районе почти все были грунтовые, а автосервис находился в эмбриональном состоянии. Сколько редакционный “газик” пробежал по этим дорогам, сейчас вряд ли можно установить, но продан другому владельцу он был в 1983 году при довольно необычных обстоятельствах. Как вспоминает бывший редактор “районки” Анатолий Томашевский, когда редакция оформляла эту машину, в документах по каким-то причинам не было указано, что это — “специальная” техника. Вроде мелочь, но, когда авто отработало ресурс и готовилось к списанию, это стало проблемой! Вышестоящие финансовые органы даже заблокировали редакционный счет в банке — пока журналисты не избавятся от неправильно оформленного транспортного средства. Но как остаться без служебной машины, пока ей нет замены?
Шуму эта казусная ситуация наделала немало. А в итоге осиповичская “районка” получила новый УАЗ и четкое указание: продать ГАЗ-69 как можно скорее. Вот только продажа подержанных машин в СССР была весьма специфичным процессом!
Законно это можно было сделать только через комиссионные магазины, другие способы считались спекуляцией. Степень износа и, соответственно, остаточную стоимость, определяли торговые работники, так что цены автосекондхенда зависели от их компетенции и личной заинтересованности — в том числе и в коррупционном смысле этого слова. Но дороже новой машины той же модели “бэушки” в комиссионках быть не могли.
Интересуетесь, что почем? Новый “козлик” по прейскуранту 1970 года стоил 2 900-3 000 рублей (в зависимости от количества дверей, т.е. был ценовым конкурентом ЗАЗ 966В — “ушастого” “Запорожца”) и заметно уступал “Москвичам”. Морально устаревающий 408-й обходился в 4 500 рублей, актуальный 412-й стоил 4 755 руб, а практичный универсал 427-й — 5 400. Что непривычно: престижная ГАЗ-21 “Волга” в бюджетной комплектации (без радиоприемника и дополнительной отделки) стоила почти столько же — 5 487 рублей.
Впрочем, простым советским гражданам новой можно было покупать далеко не всякую легковую автотехнику. ГАЗ-69 относился как раз к категории “запретных плодов” отечественного автопрома. Все произведенные за 20 лет машины этой марки (а их было около 600 тысяч) попали в военное ведомство, на сельскохозяйственные и прочие предприятия, близко знакомые с бездорожьем. После списания в свободную продажу попали далеко не все из них, так что обзавестись собственным автомобилем повышенной проходимости было немалой удачей. Вот и желающих приобрести редакционный “козлик” было много, а повезло сотруднице газеты Раисе Новиковой. Повезло в прямом смысле: право покупки определялось… жребием.
В частных руках машина эксплуатировалась примерно до начала 90-х, после чего стала на прикол из-за непройденного техосмотра и была частично разукомплектована. При этом “козлик”оставался если и не совсем живым, то вполне ремонтопригодным — в чем с радостью убедился нынешний владелец Владимир Колос, к которому этот ГАЗ совершенно случайно попал четыре года назад…
Полный текст публикации в №72 “АК” от 14.09.2021 г. (подписка, покупка в киосках “Белсоюзпечати” и на belkiosk.by)
Фото Елены Клюхиной.