Запретная зона в Осиповичах

Штрафстоянка — это примерно полгектара территории ДУКПП “Райсервис” с колючей проволокой по периметру и решительно настроенной овчаркой по кличке Грея внутри. Увидеть ее может каждый желающий — стоянка расположена прямо напротив въездных ворот на базу коммунального предприятия. Но вот пройти внутрь ее заграждения можно только по специальному разрешению. Особый режим доступа касается всех — и любопытных журналистов, и владельцев размещенной там техники, и даже работников правоохранительных структур.
* * *
…У этого места плохая карма. И с чего должно быть иначе, ведь здесь стоят машины, конфискованные за “пьяное” вождение, проходящие как вещественные доказательства по уголовным преступлениям, чьи водители кого-то убили в ДТП или допустили грубые нарушения ПДД, с перебитыми номерами и подделанными знаками. А еще — мотоциклы и скутеры. Основная причина их попадания на штрафстоянку — отсутствие документов. То есть не “водитель забыл”, а вообще.
На сегодня в закутке из колючей проволоки хранится 42 четырехколесных и около 20 двухколесных “штрафников”. Эта цифра переменчива: “приход” непредсказуем, а вот “убыль” плановая. Раз в квартал конфискованная в доход государства или “бесхозная” техника увозится на аукцион в Могилев или сдается в металлолом. Если машина со штрафстоянки возвращается нарушителю-владельцу, он должен заплатить за ее хранение. Вроде немного — 6,2 тысячи рублей за сутки, но когда этих суток набегает много, сумма может превысить стоимость транспортного средства. Обычно в такой ситуации от него отказываются, после чего бесхозное имущество переходит в собственность государства. А вот машины-вещдоки могут находиться здесь очень долго: пока уголовное дело не будет прекращено. Единственный на стоянке грузовик — разбитый МАЗ — хранится уже более четырех лет. Его владелец совершил серьезное ДТП и до сих пор находится в розыске.
* * *
Штрафная техника на стоянке расположена в определенном порядке. От входа слева — с повреждениями ходовой части и доставленная эвакуатором, справа — битая, но доехавшая самостоятельно, а по центру целая и с минимальными дефектами. По правилам ответственного хранения ничего из доставленных сюда машин забирать нельзя, однако бывают ситуации, когда эти правила приходится нарушать. Однажды в багажнике разбитой машины был обнаружен труп.
Дорогих и престижных авто здесь давно не было (неужели из-за большей дисциплинированности владельцев?), а вот кое-какие диковинки в общей массе изделий советского автопрома и бюджетных иномарок попадаются.
Впечатлил оттюнингованный (хоть и не полностью) ВАЗ-2101. Кузов “копейки” отреставрирован и стильно раскрашен в два цвета (зеленый низ/черный верх). А еще был там настоящий “Вартбург” — последняя легковушка канувшей в небытие Германской Демократической Республики. Между прочим, на транзитных номерах…
* * *
По самым скромным подсчетам, на штрафстоянке “Райсервиса” хранится материальных ценностей на сумму около 50 тысяч долларов. Искушение “оторвать” от этой кучи денег хотя бы маленький кусочек ежегодно одолевает некоторых любителей халявы. Попытки проникновения на охраняемую территорию безуспешны — сторожа начеку. Хотя и не скрывают, что “креатив” нежданных гостей — а они подкопы делают, собаку подкармливать пытаются, применяют совершенные методы маскировки — держит в напряжении.
Только охрана, хоть сторожат штрафстоянку женщины, также может своими действиями “надавить на психику” расхитителя. Показать ему, как в эпоху поголовной автомобилизации останавливают на скаку коня и заходят в горящие избы.
Пример, ставший классическим: одна из охранниц во время дежурства заметила постороннего, который явно что-то замышлял против охраняемой автотехники. Неслышно подошла, предложила сигарету и завела светскую беседу. Дело происходило глубокой ночью, и злоумышленник к такому странному поведению сторожа был морально не готов.
У парня очень быстро сдали нервы. Он признался, зачем проник на охраняемую территорию, а также показал, где прятались еще двое сообщников.