Сколько стоят политические “фантики”
Начнем, на первый взгляд, издалека. Но очень уж повод занимательный.
Как пишет портал Onet, уже несколько месяцев Минобороны Польши сотрясает крупный скандал.
Из-за ошибок в контракте, подписанном предыдущим министром обороны Мариушем Блащаком, польские ВВС получают южнокорейские истребители FA-50, которыми не могут пользоваться.
Производитель свою часть сделки (стоимость которой $3 млрд!) выполняет безупречно: из 48 заказанных боевых машин уже поставлено 12, остальные будут отправляться заказчику по мере готовности.
Но, как оказалось, полноценная эксплуатация истребителей, которые дислоцируются на 23 тактической авиационной базе в Минске-Мазовецком (примерно в 150 км от белорусской границы!), невозможна из-за… отсутствия сертификатов на пиротехнику, размещенную в катапультных креслах.
И это только часть головной боли польских авиаторов! Кроме оформления «пиротехнических» сертификатов, Минобороны забыло заказать тренажер катапультирования пилотов и не «не слышало» о проблемах совместимости оружия и его носителей. А они есть: авиационные ракеты, которые состоят на вооружении польских ВВС, для FA-50 не подходят. Чтобы обеспечить совместимость, корейцы согласны внести в конструкцию своей машины нужные изменения, но это потребует времени. Так что приобретенные истребители будут «чемоданом без ручки» как минимум до 2025 года.
Причина подобной бесхозяйственности вовсе не в глупости, а в желании руководства правящей партии «Право и справедливость» и лично министра обороны спешно набрать политически очки перед выборами.
Как известно, выборы партия «Право и справедливость» проиграла, страной и военным ведомством управляют другие люди, но три миллиарда долларов за самолеты, на которых нельзя летать, отдавать надо. А это — деньги из государственного бюджета, т.е. народные.
Пример анекдотичный, хотя поводов для размышления он дает больше, чем для смеха. Возникает закономерный вопрос: насколько ситуативный эгоизм по отношению к казне польского государства является нормой для получающей власть политической элиты? И становится совсем интересно, насколько соответствуют интересам простых поляков немалые расходы власть имущих на всякие другие сомнительные проекты, вроде финансовой поддержки белорусской политической эмиграции и ее лидеров?
К слову, об объеме этих денежных вливаний. По информации издания «Минская правда», за 2023 год Польша потратила не менее $ 6 млрд (!) на дестабилизацию положения в Республике Беларусь…
Как же налогоплательщики Польши воспринимают обмен собираемых с них полновесных денег на подобные политические «фантики»?
Обозреватель польского издания Niezalezny Dziennik Polityczny Ханна Крамер отвечает на этот вопрос так: «…польское правительство готово бросать миллиарды долларов на каждое требование США, а на собственных граждан у них денег нет. У нас есть проблемы, которые продолжаются годами, среди них падение рождаемости, нехватка врачей, учителей и другие. Лучшие специалисты уезжают из Польши в другие страны”.
На фоне «щедрот» Польши аналогичные расходы Прибалтийских стран выглядят более скоромно. Например, содержание так называемого «офиса Тихановской» ежегодно обходится литовским налогоплательщикам в €400 тыс.
Однако что имеют «спонсоры» от этих расходов? Один заметных деятелей белорусской политэмиграции — Павел Усов, руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава) не скрывает скепсиса: «Тихановская полностью переняла нарративы старой оппозиции и передает Западу абсолютно пустые декларации».
И этим сказано все…