Реклама в рекламе не нуждается. Однако…

Даже малыши знакомы с этим словом, потому что с экранов телевизоров, радиоэфира, стен автобусов нас беспрестанно призывают: купите, получите, придите, познакомьтесь… “Реклама — двигатель торговли”, — сказал Людвиг Метцель, который более века назад основал первое в России бюро объявлений. Эти слова актуальны и поныне. Сейчас ни один вид услуг или товаров не обходится без рекламы. Не всегда осознавая, люди получают информацию, просто бросая беглый взгляд на дома и витрины, которые пестрят вывесками, призывами, логотипами, сообщениями.
В 2007 году в ДУКПП “Райсервис” была введена ставка ведущего инженера по рекламе — на него и были возложены обязанности регистрации, мониторинга и контроля за наружной рекламой в городе. Сейчас этим занимается Полина Артемчик.
— В райцентре функционирует около 200 рекламных конструкций, — рассказывает она. — Разместить средства наружной рекламы может организация, индивидуальный предприниматель либо гражданин, осуществляющий адвокатскую, ремесленную, частную нотариальную деятельность или занимающийся агроэкотуризмом из числа резидентов страны. Каждый рекламодатель ежемесячно вносит в районный бюджет денежные средства за использование городской среды в рекламных целях. Эта сумма зависит от занимаемой площади, места расположения, технических характеристик средства наружной рекламы и составляет от 20 до 400 тысяч рублей. Одно только ОАО “Торговля” тратит на эти цели около 5 миллионов рублей в месяц. Плата не вносится лишь за небольшие плакатницы, зонты, навесы, тенты, штендеры, витрины торговых объектов.
Еще надо четко разграничивать вывески рекламного и нерекламного характера. К последним относятся доски площадью не более 5,5 квадратных метров с изображением, например, товарного знака, информацией о наименовании, режиме работы, группы товаров на русском или белорусском языке. Не подлежат регистрации технические средства с информацией о юрлицах, ведущих лесное хозяйство, размещенные на земле лесного фонда.
Разнообразие средств наружной рекламы велико. Это растяжки, лайтпостеры, тумбы, кронштейны, настенные рекламные конструкции, призматроны, щиты, электронные табло и т.д. Вид сооружения выбирает рекламораспространитель, с которым мы заключаем договор, а он, в свою очередь, может сдавать его в аренду. Главное условие — чтобы размещенное на улице средство не пустовало. Если нет коммерческой рекламы, на щите на какой–то срок располагается социальная. Аренда массивного сооружения обходится около 200 долларов в месяц, а вот лизинг небольшого кронштейна вполне доступен.
Самые активные изготовители рекламы — ООО “Белвнешреклама” и “Успешная реклама“, УЧП “Имидж“. Местные индивидуальные предприниматели также охотно включились в это дело. Устанавливают рекламные конструкции чаще всего сами. При необходимости можно обратиться к нам.
Надо отметить, что согласие на размещение рекламы дает не только ДУКПП “Райсервис”. За сюжет рекламы, ее эстетичность, отсутствие негативного влияния на психику людей отвечает сектор торговли и услуг райисполкома — следующая инстанция, которую проходит рекламодатель. Случается, что главный специалист вносит какие-то поправки в содержание или форму подачи. Например, предлагает перевести информацию на один из государственных языков.
Согласование проводится с отделом архитектуры — чтобы билборды и баннеры гармонично вписывались в городскую среду, а при их установке не повредили коммуникации. Разрешение получают и в ГАИ. Но это только в тех случаях, когда щиты устанавливаются вдоль дорог или на транспортных средствах, а на автодороге М-5 размещение рекламных сооружений вообще запрещено.
При несоблюдении каких-то требований на нарушителя налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин. К задолжникам может применяться еще такая мера, как блокирование расчетного счета. Хотя в последнее время рекламораспространители становятся все более законопослушными.
Что чаще всего рекламируют? Товары: окна, двери, компьютеры, автозапчасти… Активно продвигаются и услуги: парикмахерские, ремонтные, установка мебели… Социальная реклама занимает небольшой сегмент: около 7 баннеров. Она призывает к здоровому образу жизни, охране окружающей среды, предупреждает о вреде спайсов. Среди изобилия русскоязычных воззваний приятно радуют глаз и греют сердце таблоиды: “Краіна майго дзяцінства” и “Сям’я — тое, што нас аб’ядноўвае”. Их размещение инициировал райисполком.
Есть реклама, которая сразу бросается в глаза и запоминается, встречается и более незаметная. Но в любом случае информация на яркой вывеске выполняет свою роль, и без нее на улицах, согласитесь, было бы уже непривычно пусто…
Инна ЗАСКЕВИЧ. Фото Нины Царик.