План, который касается всех

Город — сложная система, развитие которой происходит по определенным закономерностям. Проблема в том, что взаимосвязи элементов в этой системе неочевидны и изменение одного из них может запустить такую цепную реакцию, что мало не покажется.
Канонический пример — Париж. Император Наполеон IIІ всего лишь намеревался обеспечить жителей французской столицы подземной канализацией. Цель, безусловно, благородная, вот только для ее достижения древний город пришлось практически разрушить и построить заново. Хотя строили тогда быстро: Париж, про который мечтают “увидеть и умереть”, был создан примерно за 20 лет.
Случайно или нет, но современные генеральные планы развития городов рассчитываются примерно на такой же период.
Действующий генплан строительства Осиповичей был принят в 2012 году и будет действовать до 2030 года. По словам начальника отдела архитектуры и строительства райисполкома Ивана Молоковича, задуманное планировщиками выполнено примерно на 20%. И это неплохой результат!
— Вообще генпланы разрабатывают “на вырост”, в расчете на наиболее оптимистичные сценарии будущего, — объясняет свою оценку Иван Владимирович. — Основные векторы развития определены правильно, так что мы в градостроительстве идем в ногу со временем. Однако в срок нынешний генплан выполнен, скорее всего, не будет. Как минимум по двум направлениям его реализация выбивается из графиков. Потребности в жилье у осиповчан оказались ниже расчетных, а на создание кольцевой автодороги, связывающей автомагистраль Минск-Гомель с шоссе Осиповичи-Барановичи, в нынешних условиях очень трудно найти финансирование. Впрочем, эту проблему можно назвать переходящей: кольцевая автодорога Теплухи-поселок Советский вносится уже в третий генплан.
Но в будущем она обязательно будет создана. Осиповичам свой “МКАД” необходим.
— Развивая затронутую тему, переходим к более общему вопросу: насколько Осиповичи соответствуют современным принципам урбанистики?
— Тут важно правильно расставить акценты. Развитие города — процесс нелинейный, и при смене направления появляются проблемы роста, с которыми не всегда можно справиться. Для Осиповичей историческим обременением в первую очередь являются отсутствие эффективной ливневой канализации и узкие дворы многоэтажек, сейчас плотно забитые автотехникой. И если первая порождена особенностями рельефа и местной гидрологии, то вторая, скорее, психологическая. Даже те, кто имеют гаражи, машины в них предпочитают не ставить. Расчистит ли дворовые территории строительство паркингов в спальных районах — вопрос дискуссионный.
Но что касается разделения зон на промышленные и жилые, распределения транспортной сети, то здесь мы вполне на уровне. Конечно, проходящая почти через геометрический центр застройки железная дорога создает свои нюансы, но плюсов от такого раздела не меньше, чем минусов.
За последние годы многое делается для повышения удобства горожан, имеющих особые потребности. В организации безбарьерной среды помогает плоский рельеф. С 2020 года для сопряжения пешеходных переходов применяется тактильная плитка — для наших улиц этого в принципе достаточно.
А вот созданию пандусов мешают узкие лестничные пролеты и ступеньки у входов в существующие многоквартирные жилые дома.
— Каковы перспективы развития энергосистемы, адаптации ее под рост парка электротранспорта?
— Первая зарядная станция будет установлена на АЗС “Белнефтехим” у деревни Комарино скорее всего до конца этого года. В городе запланировано строительство двух зарядных станций — на ближайшие несколько лет этого достаточно. Оптимальными для их размещения выглядят парковки около торгового комплекса “Сити Молл” и на центральной площади, но решающее слово за инвесторами. А они пока не определились.
— Какое место в Осиповичах вы считаете самым красивым?
— Городской парк в микрорайоне № 1. Хотя юридически его парком называть неправильно, поскольку нет документов, определяющих четкий статус этой территории.
Но в данном случае это скорее преимущество: зеленую зону с элементами благоустройства проще изменять под актуальные потребности горожан.