Осиповичские журналисты раскрыли тайну очередной архивной фотографии

Осиповичские журналисты раскрыли тайну очередной архивной фотографии
Снимок, на первый взгляд, предельно лаконичный: человек на своем рабочем месте. Однако на самом деле это яркая иллюстрация к рассказу о малоизвестном, но стратегически важном преимуществе СССР над нацистской Германией и о том, как вредные привычки помогают добру побеждать зло.

Начнем с места и времени, где был сделан этот кадр. Установить их границы помогает название паровоза. ТЛ — на самом деле немецкие локомотивы BR-42, которые стали советскими трофеями на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Сначала они использовались в районах “пленения”, а с 1952 года получили серийный префикс ТЛ (трофейный эквивалент советского паровоза Л) и были переданы на Белорусскую железную дорогу. Известно, что таких локомотивов было около 70, и все они распределились по трем депо: Молодечно, Осиповичи, Унеча.

На магистральных линиях паровозы ТЛ возили грузы до начала 60-х, так что фото, скорее всего, сделано в промежутке между 1952 и 1965 годами. Снимок найден в Осиповичах, и, может быть, найдутся старожилы, которые помогут установить личность колоритного персонажа. А может, и помнят локомотивы с характерными “ушами” в передней части парового котла.

Надежную, неприхотливую, оборудованную комфортной будкой машиниста “иномарку” наши железнодорожники любили. Но мало кто догадывался, что ее создание — запоздалая и не особенно удачная попытка исправить глупейший просчет в стратегии молниеносной войны, с которой незваные гости пришли в СССР летом 1941 года.

Очень быстро захватчики поняли, что их паровозы не в состоянии нормально работать на советских железных дорогах. Европейские локомотивы не были рассчитаны на такие длинные перегоны и низкокачественное топливо (а другого попросту не было). Так что они могли тянуть лишь относительно малотоннажные составы и очень медленно, в том числе из-за частых остановок для дозаправки водой и загрузки углем. При этом работала техника на пределе конструкционной прочности — с ожидаемыми последствиями в виде частых поломок. Срыв графиков снабжения медленно, но верно подтачивал ударную мощь армии вторжения — об этом интересно написал в своем военном дневнике начальник генштаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер. А когда наступила лютая зима 1941-42 года, проявился еще один неустранимый порок германских паровозов: хладноломкость стали, из которой они в основном и состояли. Саморазрушение подвижного состава в этот период нанесло военным перевозкам врага гораздо больше вреда, чем усилия партизан и диверсионных групп РККА.

Исправить ситуацию должны были паровозы  BR-50 — краса и гордость Рехсбана (германских железных дорог): на то время, пожалуй, самые совершенные локомотивы в мире. Их делали с применением таких технологий и материалов и с таким высоким уровнем культуры производства, какие в СССР были доступны далеко не всем авиазаводам. Естественно, каждый BR-50 стоил очень дорого, да и в эксплуатации не сильно отставал от приличного бомбардировщика. Потеря каждого суперлокомотива была настолько чувствительной, что уже в декабре 1941 года Гитлер возмущенно потребовал от своих паровозостроителей немедленно отказаться от расово-нацистского снобизма: “Никаких чудес техники, требуются простые машины, которые могут выдержать пятилетнюю эксплуатацию!”

Первый военный паровоз BR-52 (упрощенная версия BR-50) пошел в серию осенью 1942 года. Из конструкции “прародителя” удалили около 1 000 деталей, а 3 000 (из 5 000 оставшихся) упростили для удешевления производства и снижения массы. Экономия материалов получилась внушающей — 26 тонн, причем особенно впечатляет разница в расходе цветных металлов. Было почти три тонны, осталось 150 кг.

Немцам результат понравился, и через год они создали оптимальный для условий Восточного фронта  BR-42. Вот только к началу его массового производства практически вся территория СССР уже была  освобождена, а для европейских перевозок этот “кригс-локомотивен” оказался ограниченно полезным.

* * *

Самая примечательная деталь в образе железнодорожника — папироса в зубах. В наше время залихватская демонстрация табакокурения выглядит как минимум неполиткорректно, но ведь у человека, жившего в 50-60-е годы, была несколько иная ценностная ориентация.

Опять же вспомним Вторую мировую войну. Лидеры антигитлеровской коалиции были заядлыми курильщиками и этим гордились. Образ советского вождя Иосифа Сталина неотделим от трубки, набитой табаком папирос “Герцеговина Флор” (выпускаются до сих пор, только в виде сигарет с фильтром). Британский премьер-министр Уинстон Черчилль с утра до ночи дымил кубинскими сигарами “Ромео и Джульетта”, а президент США Франклин Рузвельт даже на знаменитом снимке встречи “большой тройки” в Ялте запечатлен с сигаретой “Кэмел” в левой руке.

Трое заядлых курильщиков победили в тяжелейшей борьбе со странами-агрессорами, главы которых не курили сами и пытались бороться с курением своих народов. Стоит ли удивляться, что в принципе здравые “зожные” идеи фюрера Адольфа Гитлера, дуче Бенито Муссолини, императора Хирохито и мысленно примкнувшего к ним испанского каудильо Франсиско Франко у нормальных людей долгое время вызывали, мягко говоря, глубокую антипатию. Нам ли ставить под сомнение правоту поколения победителей — даже в этом неоднозначном вопросе?

Последние новости

Общество

Жыхароў аграгарадка Ясень абслугоўвае магазін Глускага адасобленага структурнага падраздзялення Клічаўскага райста

27 июля 2025
Читать новость
Общество

По данным Главного статистического управления Могилёвской области, розничный товарооборот Осиповичского района в I полугодии составил 181,5 млн руб

27 июля 2025
Читать новость
Общество

В “Белбланкавыде” всегда подберут желаемое

27 июля 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 26 июля для всех знаков зодиака

26 июля 2025
Читать новость
Общество

Иностранцы без ВНЖ: как правильно сдать жилье и узаконить трудовые отношения

25 июля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко дал интервью одному из наиболее известных мировых изданий

25 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем