Осиповичи: трасса М 5. Есть повод

Осиповичи: трасса М 5. Есть повод

И мы “пахали”!

Удивительно, но факт: страничка “Автоклуб № 1” вышла в ноябре 2010 года, так что нынче есть законный повод отметить ее пятилетие. Варианты могут быть разные, но, как верно подметил писатель Салтыков-Щедрин, “праздники от будней должны отличаться усиленной маршировкой”. Потому ведущий “Автоклуба” в честь круглой даты решил временно переквалифицироваться в дорожного рабочего, чтобы “прикоснуться к основам”: на себе почувствовать и другим рассказать, каково быть в месте, откуда растут “ноги” дорожного комфорта и безопасности.

Случай представился подходящий: ДЭУ № 73 как раз было занято выполнением весьма специфического задания, так что подходящее приключение, можно сказать, доставили на дом. Хотя — кому приключение, а кому…

Теория “большого булыжника”дорога

Начальник ДЭУ Николай Ивашко дорогу М5 знает не хуже содержимого собственного кармана, и это не фигуральное выражение. Карман — образ того, что есть, но чего не видно. Так и с главной автодорогой района. Сверху она широкая и гладкая, но мало кто знает, что внутри — под несколькими слоями асфальта — лежит бугристый каменный панцирь: плотный слой брусчатки, которая использовалась дорожниками в 30-40-е годы прошлого века, а, может, и ранее. При расширении шоссе камни, конечно, не удаляли, и “протомагистраль” в основном лежит под одной из полос движения, хотя в некоторых местах — например, на участке между деревней Теплухи и “комаринской” АЗС — она идет как под разделительной полосой. Так что когда ДЭУ было доведено задание установить на указанном участке разделительной полосы 130-метровое металлическое ограждение, опытный дорожник сильно задумался.

Ограждение ставится на металлических стойках — Н-образных швеллерах высотой в человеческий рост, которые загоняются в землю передвижным пневматическим копром. Технология известная, но своей сваебойной машины у ДЭУ нет. Надо искать, а это сложно, поскольку практически вся дорожная спецтехника сейчас стянута на строительство второй очереди МКАД и там, прямо скажем, не простаивает. В конце концов нужную машину удалось получить, но — только на 3 дня: слуцкие коллеги, согласившиеся выручить соседей, сами в цейтноте. Ивашко пытался объяснить, что копер будет работать в нестандартном режиме, но владельцы дефицитной спецтехники отнеслись к его словам как к тактической хитрости с элементами перестраховки и продлить срок пользования своего “движимого имущества” отказались наотрез.

А ведь ничего такого и в мыслях не было! Зато было понимание, что если в обычное дорожное полотно копер вбивает стойку где-то за 5 минут, то на теплушских булыжниках потребуется раза в четыре больше времени. Как оказалось, и такая раскладка оказалась слишком оптимистичной. В реальности каждую опору приходилось заколачивать от 30 минут до полутора часов. Если учесть непродолжительность светлого времени суток — вести работы на проезжей части скоростных дорог в темноте категорически запрещено — в 3 дня уложиться просто невозможно. Собственно, даже к середине четвертого, когда к задействованному на установке ограждения персоналу присоединился дежурный по “Автоклубу”, было еще не ясно, как долго продлится и чем закончится “булыжная эпопея”.

По времени еще ладно, в худшем случае пришлось бы потратить несколько часов пятого дня, а вот какую пеню за нарушение сроков аренды насчитают рассерженные владельцы копра — вопрос со многими неизвестными…

Девять гаек, которые надо завернутьдорога1

…Стоящие по периметру зоны проведения работ оранжево-белые столбики и такой же раскраски спецавтомобили дорожно-эксплуатационной службы создали своеобразный “кокон”, хорошо заметный для проезжающего транспорта. К мерам безопасности при работе на проезжей части дорожники относятся  серьезно: как никто другой знают, что автомобилист — существо не всегда предсказуемое, а временами и не очень адекватное. “Гонщики”, любители поиграть в “шашечки”, невнимательные, заснувшие за рулем или потерявшие контроль над машиной по другой причине водители могут материализоваться буквально “из ничего”. В начале октября на границе с Пуховичским районом, например, стало плохо трактористу, перегонявшему по автомагистрали энерговооруженный трактор. Бедолага потерял сознание, зафиксировав своим телом руль в положении “прямо”, а трактор при закруглении дороги зацепил тросовое ограждение с разделительной полосы и выдрал держащие его стойки на расстоянии почти в 900 метров…

Хотя и проезжающих в спокойном режиме машин стоит опасаться: вылетевший из-под колеса камешек имеет скорость около 100 км/ч, — значит, поражающая способность у него почти как у пули кремневого пистолета…

“Бум-дзынь-бу-бу-бу” — от звуков пневматического копра в прямом смысле “уши вянут”: громкость такая, что разговаривать в “коконе” можно лишь предельно напрягая легкие и голосовые связки. Поэтому начальник линейно-дорожной дистанции Александр Салыго новому разнорабочему объяснял суть работы в основном жестами. В принципе, тут все как в армии: “делай, как остальные”. На объекте работает человек 10, их задача — когда будет установлена очередная тройка опор, дружно поднять с земли две рифленых полосы оцинкованной стали и прикрепить их внахлест с уже установленным ограждением. Монтаж без затей – по 9 болтов на одну стойку. Полоса увесистая, гайки с болтами крупногабаритные, закручивать их приходится в неудобной позе, но в целом это занятие не сложнее установки колес на легковушку.

Хотя тут уместно вспомнить о переходе количества в качество. Сколько занимает замена четырех колес на машине? От силы час. А если тот же процесс длится от рассвета до заката, да еще под холодным дождем и бесконечную “музыку” пневмокопра? С учетом темпа забивания стоек, ритм работы у дорожников получался рваный и от того еще более напряженный: час стоим и смотрим, как входит в землю очередная опора, потом за 10-15 минут в лихорадочном темпе закручиваем приснопамятные гайки. Спешить, вроде, нет нужды, но долгие молчаливые паузы — в шуме кричать собеседнику быстро надоедает — явно действуют на нервы, так что люди “стравливают пар” энергичными движениями. Скоплению отрицательной энергии способствует и экономический расчет: расценки на “гаечную завертку” небольшие, так что заработок за 4 дня будет заметно меньше обычного. И никуда не денешься: кто-то ведь должен!..

Когда стало ясно, что надоевшее всем “топтание под Теплухами” закончится до наступления темноты, все вздохнули с облегчением. Дожидаться этого события “временно исполняющий обязанности разнорабочего” журналист не стал. Было понятно, что пройдет оно без всякого пафоса: усталые и промокшие дорожники соберут инструмент, тщательно очистят проезжую часть от остатков раскрошенного асфальта и пойдут, наконец, отдыхать…дорога2

* * *

Через пару дней довелось проехать по шоссе Минск-Гомель на собственной машине. На ограждение, в монтаже которого принимал участие, смотрел с гордостью. Чувство собственного величия у автора не зашкаливает, и пользу от его присутствия правильно расценивать как “чисто символическую”. Зато восприятие категории “дорога” стало совершенно другим. Наверное, это неизбежно, когда лично убеждаешься, насколько тяжело создается удобство передвижения, к которому все так быстро привыкают.

Последние новости

Власть

“Надо решать вопрос”. Лукашенко поручил разобраться с проблемами на “АМКОДОРе”

21 апреля 2025
Читать новость
Власть

Создать условия для людей. Лукашенко обозначил задачи по развитию поселков городского типа

21 апреля 2025
Читать новость
Новости

Тематическую прямую телефонную линию проведет и.о. первого заместителя начальника Могилевской таможни Дерезовский Дмитрий Евгеньевич

21 апреля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко во время рабочей поездки в Витебскую область посетил Оршанский лесхоз

21 апреля 2025
Читать новость
Новости

В Осиповичском районе проходит Неделя детской безопасности

21 апреля 2025
Читать новость
Актуальнае

Жыхарка Асіповіцкага раёна Наталля Малая з павагай ставіцца да матулінай спадчыны

19 апреля 2025
Читать новость