Обращения граждан и юридических лиц в налоговые органы

Обращения граждан и юридических лиц в налоговые органы

Согласно положениям статьи 40 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Последние, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Письменные должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Работа с обращениями граждан и юридических лиц регламентирована и ведется во всех без исключения органах государственной власти как на республиканском, так и региональном уровне. В настоящее время в республике действует Закон от 18.07.2011 № 300-3 “Об обращениях граждан и юридических лиц”, Указ Президента страны от 15.10.2007 № 498 “О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц”, с изменениями и дополнениями, Директива Главы государства от 27.12.2006 №2 “О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата”.

Основное количество поступивших в налоговый орган индивидуальных обращений — как письменных, так и устных — касается вопросов, связанных с применением норм налогового законодательства.

Согласно положениям подпункта 1.2 пункта 1 статьи 21, подпункта 1.5 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса, плательщик имеет право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства, а налоговые органы и их должностные лица обязаны давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства. При этом следует отметить, что жалобы на решения по актам проверок, проводимых налоговым органом в пределах своей сферы контроля, не регламентируются положениями Закона. Такие жалобы регламентируются нормами Указа Президента страны от 16.10.2009 № 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь” (с изменениями и дополнениями).

Поступают в налоговый орган и анонимные обращения, содержащие, как правило, сведения о возможном получении физическим или юридическим лицом дохода. Исходя из положений ст. 23 Закона, к ним относятся обращения, в которых не указаны какие-либо из перечисленных сведений: фамилия, имя, отчество либо инициалы гражданина; адрес его места жительства (пребывания) и (или) места работы (учебы); наименование юрлица (полное или сокращенное); место его нахождения. Отсутствие этих данных не позволяет идентифицировать заявителя, поэтому анонимные обращения не подлежат рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда они содержат сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении и на основании п. 5 ст. 10 Закона организации обязаны в 5-дневный срок направить в соответствующие правоохранительные или другие госорганы подобные обращения.

Основания для проведения внеплановой проверки установлены нормой прямого действия в п. 9 Указа № 510. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.

Законодательство о порядке организации и проведения проверок достаточно жестко урегулировало вопросы периодичности их проведения и основания проведения. Указом № 510 одним из оснований для назначения внеплановой проверки установлено наличие у контролирующего органа информации, в т.ч. полученной от организации или от физлица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведение проверки).

При обращении в налоговый орган с жалобой в отношении субъекта хозяйствования или физлица необходимо помнить, что к сообщению сведений о возможном совершении правонарушения юрлицом или индивидуальным предпринимателем должны прилагаться документы, подтверждающие изложенные в обращении факты, либо письменное согласие заявителя на дачу свидетельских показаний в отношении такого правонарушения или фактов. В ином случае при неподтверждении в результате проведенной проверки указанных нарушений или фактов и последующем отказе заявителя дать свидетельские показания проверяемый субъект вправе обратиться в суд с иском к заявителю о возмещении убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.

Инспекция МНС Республики Беларусь по Осиповичскому району.

Последние новости

Общество

Жыхароў аграгарадка Ясень абслугоўвае магазін Глускага адасобленага структурнага падраздзялення Клічаўскага райста

27 июля 2025
Читать новость
Общество

По данным Главного статистического управления Могилёвской области, розничный товарооборот Осиповичского района в I полугодии составил 181,5 млн руб

27 июля 2025
Читать новость
Общество

В “Белбланкавыде” всегда подберут желаемое

27 июля 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 26 июля для всех знаков зодиака

26 июля 2025
Читать новость
Общество

Иностранцы без ВНЖ: как правильно сдать жилье и узаконить трудовые отношения

25 июля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко дал интервью одному из наиболее известных мировых изданий

25 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем