Обращения граждан и юридических лиц в налоговые органы

Обращения граждан и юридических лиц в налоговые органы

Обращения граждан и юридических лиц являются важным средством реализации и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенным источником информации, необходимой при решении текущих вопросов и определении перспективы развития современного государства.

Согласно положениям статьи 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Работа с обращениями граждан и юридических лиц регламентирована и ведется во всех без исключения органах государственной власти, как на республиканском, так и региональном уровне.

В настоящее время в республике действует Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон), Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», с изменениями и дополнениями, Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

Основное количество поступивших  в налоговый орган индивидуальных обращений, как письменных, так и устных, касается вопросов, связанных с применением норм налогового законодательства.

Согласно положениям подпункта 1.2 пункта 1 статьи 21, подпункта 1.5 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) плательщик имеет право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства, а налоговые органы и их должностные лица  обязаны давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства.

При этом следует отметить, что жалобы на решения по актам проверок проводимых налоговым органом в пределах своей сферы контроля не регламентируется положениями Закона. Жалобы на решения по актам проверок регламентируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями;  далее – Указ №510).

Поступают в налоговый орган и анонимные обращения, как правило содержащие сведения о возможном получении физическим или юридическим лицом дохода. Исходя из положений статьи 23 Закона  к анонимным обращениям относятся обращения, в которых не указаны какие – либо из перечисленных сведений:

  • фамилия, собственное имя, отчество (если такое имеется) либо инициалы гражданина;
  • адрес места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) гражданина;
  • наименование юридического лица (полное или сокращенное);
  • место нахождение юридического лица.

Отсутствие этих данных не позволяет идентифицировать заявителя, поэтому анонимные обращения не подлежат рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда анонимные заявления содержат сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении и на основании пункта 5 статьи 10 Закона организации обязаны в пятидневный срок направить в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Основания для проведения внеплановой проверки установлены нормой прямого действия в пункте 9 Указа №510. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.

Законодательство о порядке организации и проведения проверок достаточно жестко урегулировало вопросы периодичности их проведения и основания проведения проверок.

Указом №510 одним из оснований для назначения внеплановой проверки установлено наличие у контролирующего органа информации, в том числе полученной от организации или от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства с представлением документов подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание  на такие нарушения или факты м обоснование необходимости проведение проверки).

При обращении в налоговый орган с жалобой в отношении субъекта хозяйствования или физического лица необходимо помнить, что к сообщению сведений о возможном совершении правонарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем должны прилагаться документы, подтверждающие факты изложенные в обращении, либо письменное согласие заявителя на дачу свидетельских показаний в отношении такого правонарушения или фактов. В ином случае при неподтверждении в результате проведенной проверки указанных нарушений или фактов и последующем отказе заявителя дать свидетельские показания проверяемый субъект вправе обратиться в суд с иском к заявителю о возмещении убытков, причиненных распространением сведений не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.

   Инспекция МНС Республики Беларусь по Осиповичскому району

Последние новости

Власть

Лукашенко рассказал о скором визите в Китай и встрече с Си Цзиньпином

21 августа 2025
Читать новость
Власть

Производство ракет – в центре внимания Лукашенко. Президент требует определиться с развитием отрасли

21 августа 2025
Читать новость
Общество

“Знакомый парень во время конфликта избил меня. Как его наказать?” Отвечает участковый инспектор милиции

21 августа 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 21 августа для всех знаков зодиака

21 августа 2025
Читать новость
Власть

“Фундамент для масштабного рывка есть”. Главное из переговоров Лукашенко и Пезешкиана в Минске

20 августа 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко: Беларусь и Иран стремятся превратить любые вызовы в новые возможности

20 августа 2025
Читать новость

Рекомендуем