О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ
Ежегодно в организациях
республики при выполнении шиномонтажных работ приходится регистрировать случаи
производственного травматизма с тяжелыми последствиями. Не стал тому
исключением как прошедший 2011 год, так и нынешний. Причем за истекший период
Департаментом госинспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь
зарегистрирован определенный всплеск таких происшествий.
Так, только за неполные три месяца
текущего года при выполнении шиномонтажных работ в республике произошло 3
несчастных случая с тяжелым исходом и 1 – со смертельным. Для
сравнения, за весь период 2011 года, при выполнении шиномонтажных работ травмы
с тяжелым исходом получили 5 работников, со
смертельным – 3.
Особую тревогу вызывает то
обстоятельство, что, несмотря на отнесение данного вида работ к работам с
повышенной опасностью, как со стороны должностных лиц организаций, так и со
стороны самих работников, выполняющих шиномонтажные работы, не
уделяется должного внимания технологии их безопасного проведения. Зачастую
потерпевшие даже не представляют себе всю опасность и тяжесть последствий
разрушения конструкции находящегося под давлением колеса. Вместе с тем о
тяжести последствий указанных несчастных случаев свидетельствуют
вышеприведенные данные Департамента.
Анализ материалов специальных
расследований несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших при
выполнении шиномонтажных работ в 2011 году, показал, что основными их причинами
явились: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины,
требований нормативных правовых актов по охране труда (50 процентов от общего
количества причин), невыполнение руководителями и специалистами
обязанностей по охране труда (16,7 процента), а также допуск
потерпевших к работе без обучения, стажировки, проверки знаний по вопросам
охраны труда (16,7 процента). При этом следует отметить, что причины,
приведшие к нарушению технологии производства шиномонтажных работ, требований
безопасности, предъявляемых к ее проведению, могут быть разными, однако, общим
следствием всех причин, как правило, является одно –травмирование
работников. Кроме того, наряду с решением технических вопросов, не менее
важным является осуществление организационных мероприятий, обеспечивающих
безопасность труда, о чем свидетельствует тот факт, что в 50 процентах
происшедших в 2011 г.
несчастных случаев в ходе специального расследования была установлена вина
нанимателя.
Согласно нормативным правовым
актам по охране труда обязательным условием обеспечения безопасности
работы при выполнении шиномонтажных работ является выполнение
требований к технологическому процессу (подготовке рабочего места;
подготовке колесного транспортного средства к техническому обслуживанию и
текущему ремонту (далее – ТО и ТР), установке его на пост ТО (ТР) и снятии с
поста; проведении работ) и рабочим местам (наличие специальных приспособлений,
инструмента и оборудования в соответствии с установленной технологией). К
выполнению шиномонтажных работ должны допускаться работники, имеющие
специальную квалификацию (монтировщик шин и шинно-пневматических муфт),
прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Однако указанные требования соблюдаются далеко не всегда.
Так, например, результатом
выполнения шиномонтажных работ лицами, не имеющими специальной подготовки и не
прошедшими проверку знаний по вопросам охраны труда, явилось разрушение
конструкции колеса, приведшее 17 марта 2011 г. к
несчастному случаю с тяжелым исходом с водителем автомобиля ОАО
«Управление механизации № 88». Специальным расследованием указанного
несчастного случая было установлено, что монтаж замочного кольца на
обод колеса осуществлялся при помощи подручных средств (лома и кувалды).
Аналогичные обстоятельства (установка замочного кольца на обод колеса при
помощи ударного действия) привели 14 июня 2011 г. к травмированию
машиниста автомобильного крана ОАО «Белорусское управление механизации».
13 октября 2011 г. при
производстве водителем автомобиля ОАО «Юшевичи» работ по
демонтажу сдвоенных колес с задней оси автомобиля МАЗ 555102, произошло разъединение
съемных деталей обода наружного колеса, из шины которого предварительно не был
спущен воздух. В результате разрыва элементов колеса работник получил
сочетанную травму головы, груди, живота. От полученных травм потерпевший
скончался. В ходе специального расследования данного несчастного случая было
установлено, что потерпевший был допущен к работе без проверки знаний
по вопросам охраны труда.
Похожий случай произошел 22
ноября 2011 г., когда при выполнении работ по демонтажу колеса с
разборными ободьями, без предварительного выпуска воздуха из шины,
в результате разрыва колеса (болтовых соединений частей диска колеса), был
смертельно травмирован тракторист-машинист ОАО «Лежни» Шумилинского
района Витебской области.
Причинами несчастных случаев, происшедших 6 апреля 2011 г. в СПК
«Русь-Агро» и 23 января 2012 г. в ЧУП «Шиномонтаж
Катин-Бор», явился коррозийный износ дисков колес и бортовых
(замочных) колец транспортных средств, эксплуатируемых более 20 лет.
На основании изложенного и в целях
профилактики производственного травматизма Департамент предлагает
республиканским органам государственного управления, иным государственным
организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным
и распорядительным органам:
1.
Довести настоящую информацию до
сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными
на подведомственной территории) организациями.
2.
Потребовать от руководителей подчиненных
(расположенных на подведомственной территории) организаций,
осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств
(автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):
·
Назначить приказом по организации лиц,
ответственных за выполнение шиномонтажных работ.
·
Не допускать к выполнению шиномонтажных
работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших
обучение, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению.
·
Монтаж и демонтаж шин проводить только в
приспособленных для этих работ помещениях с применением специального
оборудования, приспособлений и инструмента.
Запретить:
·
демонтаж с обода шин, находящихся под
давлением;
·
снятие колеса с разборными ободьями,
когда шина находится под давлением;
·
исправление положения бортовых и замочных
колец, когда шина находится под давлением;
·
демонтаж одного из сдвоенных колес без
применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий
предмет;
·
применение кувалд и подобных предметов
при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес;
·
замену золотников различного рода
заглушками.
·
перекатывание вручную колеса, дисков и
шин.
Провести обследование дисков
колес транспортных средств, эксплуатируемых более 15 лет.
Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту
транспортных средств в соответствии с требованиямиМежотраслевых
правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте,
утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4
декабря 2008 г.
№ 180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании
и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования,
утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 14.