Можно ли узнать, сколько автомобилей в Осиповичском районе

Автомобилизация
Плюс-минус трамвайная остановка
На днях были озвучены данные по автомобилизации Беларуси за 2019 год: 3 685 262 единицы, включая грузовики. Почему в эпоху, когда “компьютеры знают всё”, статистики выдают обобщенные цифры с почти годовой задержкой — вопрос интересный, но не принципиальный. А вот узнать, как обстоят дела с количеством автотехники в нашем районе — совсем другое дело!
Ограниченное всемогущество
Для начала — как велся подсчет и почему выделены исключительно легковушки.
Все автомобили зарегистрированы в базе госавтоинспекции, поэтому теоретически подсчет провести очень просто. Но тут такое дело: этот информационный массив единый, поэтому в нем в алфавитном порядке “разложено” всё, что имеет регистрационные номера: легковые и грузовые машины, прицепы, мотоциклы… Кроме марок вычленены еще модельные ряды, причем одна модель может быть записана по-разному. Латиницей или кириллицей, прописными буквами или “как положено”. Ну и грамматические вольности в написании имеют место: “Куашкуай”, “Рыдван Евро” со товарищи доставляют неиллюзорно.
Тут важно уточнить, что для нужд ГАИ важен госномер, и с ними порядок полный. Ну а остальное — как есть. Вот так и возникает сложность подсчета: чтобы получить общее количество машин одной марки, нужно суммировать все отдельные позиции.
Для какой-нибудь экзотики с “именным” модельным рядом вроде “Субару” (зарегистрировано в районе 6 моделей, общее количество машин марки — 21, из них “Субару Форестер” — 12 штук), это несложно и даже интуитивно прозрачно. Зато с “Мерседесом” ощущаешь всю суровость сумрачного тевтонского гения. Почему, например, “Мерседес Бенц 200” и “Мерседес Бенц 220” — это седаны бизнес-класса, а “Мерседес Бенц 207” — грузовой микроавтобус?
Свои тонкости есть и в классификации изделий других производителей, поэтому подсчет каждого типа автотехники — при отстутствии энциклопедических знаний — потребовал очень много времени. Так что осиповичские легковушки дежурный по “Автоклубу” посчитал и сложил в наглядную графическую фигуру, а остальное — извините.
От четырехколесной попсы до эстетствующего снобизма
Смотрим на диаграмму, ищем свою “ласточку” и обращаем внимание на некоторые странности в составе десятки лидеров.
“ВАЗ/Лада” — 2 287, “Фольксваген” — 1 794, “Мазда” — 1 346, “Опель” — 1 319, “Москвич” — 1 162, “Рено” — 1 037, “Пежо” — 1 013, “Ауди” 817, “ЗАЗ” — 731, “Ситроен” — 674.
Но удивляться не спешим, потому что и в других числах есть кое-что интересное.
Начнем с популярного противостояния отечественного и российского автопрома. Сборная “Белджи” (“Джили” модели “Атлас”, “МК”, “Кулрей”, “ЛЦ-Кросс”, “СК-7”) — 87 единиц. Одна “Лада-Веста” этот напор почти сдерживает: 81 машина.
Есть еще “Саманд” в количестве 3 экземпляров, и “Зоти” — 2. Но общий расклад предпочтений наших автомобилистов их наличие мало меняет.
“Порше” и некоторые другие марки можно не искать, “ихтамнет”. Вообще-то в предо-ставленной “АК” базе данных они, может, и есть, но записаны как-то иначе. Например, “ПЦ-5,6”. Такое чудо зарегистрировано одно. Ну а часть не получилось поставить из-за ограничения газетной площади.
Пуристскую альтернативу техники массового потребления составляют три британских джентльмена: одинокий “Рендж Ровер” и два “Мини Купера”.
Ну и вишенка на торте — общее количество зарегистрированных легковушек. Их в нашем районе свыше 16 120. Не может быть?!!!
“Мертвые души” на колесиках
Не просто так рекомендовалось обратить внимание на первую десятку нашего списка и ее странных обитателей — “Москвич” и “ЗАЗ”. С ними явно что-то не так, ведь если единичные “Москвичи” еще мелькают в транспортных потоках, то “Запорожец” — как тот крокодил из анекдота:
— Ты зачем пальцами щелкаешь?
— Крокодилов отгоняю.
— Так их же у нас нет.
— Значит, не зря щелкаю.
Суть проблемы вот в чем: законодательство не обязывает собственников снимать свои автомобили с учета, если они не существуют физически. Уже это одно обстоятельство вносит в статистические данные о количестве автотехники немалое количество “мертвых душ”.
Но на самом деле источников количественных искажений гораздо больше. Немалая часть автомобилей с белорусской “пропиской” ездит по России. Продажи европейских “бэушек” по доверенности в Российскую Федерацию в свое время давали оборотистым землякам неплохой доход!
Во время незабываемого “автохапуна” 2010-2011 годов ввезено столько легковушек, что часть их удалось продать только по запчастям. Да и сейчас разборка битых автомобилей или имеющих проблемные документы — дело обычное.
Можно ли получить приемлемую точность при определении количества “живых” — находящихся в эксплуатации автомашин? По дружному мнению отечественных автоэкспертов, на данный момент это невозможно. Более или менее приближенными к реальности числами может поделиться УП “Белтехосмотр”, однако из-за массового нежелания автовладельцев платить дорожный налог около половины легковых машин не проходят техосмотр.
Но “около половины” — это очень приблизительная величина. Как шутят математики, результат будет с точностью “плюс-минус трамвайная остановка”.
Фото Дмитрия Саврицкого