Квадратиш, практиш, гут!* или Смарт-авто в Осиповичах

Эх, прокачусь!
Не заметить этого забавного малыша невозможно. Черно—белый, чем—то похожий на мультяшного «ежика» автомобильчик просто излучает позитивную энергию. Владельцы единственного в городе «Смарта« Людмила Литвинова и Александр Козленок — люди молодые, веселые и открытые, так что выбрали они такой необычный автомобиль для семейного пользования совсем не случайно.
За год эксплуатации «Бубочка» — это прозвище прилипло к машине после первой же поездки — уверенно накрутил 40 тысяч километров (общий пробег составляет 190 тысяч) и еще раз доказал, что изделия, созданные фирмой «Даймлер Бенц», не просто так называются «Мерседесами». Впрочем, что касается «Смарта», то к созданию городского сверхкомпактного автомобиля приложили руку не только немецкие машиностроители, но и потомственные швейцарские часовщики.
Кажется, это вторая в истории автомобилестроения попытка скрестить швейцарский хронометр с механическим транспортным средством: первая произошла в начале ХХ века и породила знаменитую фирму «Ситроен». Пока рано говорить, превратится ли в гиганта мировой индустрии производитель «Смартов» — компания «Smart GmbH» — но дебют у нее получился удачным. Микромобиль выпускается с 1996 года и нисколько не утратил ни актуальности, ни шарма, ни технической экстравагантности.
Собственно, с последней и начнем. Корпус машины — ударопрочный стеклопластиковый «кокон». Потому при лобовом столкновении — Боже упаси, но все же! — на скорости до 60 км/ч «Смарт» просто отскакивает от препятствия.
Двигатель расположен сзади, под полом багажника. Причем его крышка закрывается не классическим замком, а фиксируется болтами. На нее — правда, без особого комфорта — садится два человека, так что «Смарт» можно назвать условно четырехместным.
Квадратная база, энергоемкая подвеска и низкий центр тяжести делают машину феноменально юркой и устойчивой: повороты на любой скорости она проходит без крена, а радиус разворота составляет всего 9 метров. Разгоняется «Смарт» почти до 140 км/ч довольно резво: его «сердце» — трехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 0,7 литра в паре с 6-ступенчатой (!) роботизированной КПП — умеет творить чудеса, потребляя на «сотню» всего 3,5 литра АИ-95!
Но это на хорошей дороге: разбитый асфальт и «лежачие полицейские» на микромашине лучше проезжать без лишней лихости.
Динамические характеристики органично дополняются до мелочей продуманной эргономикой — крохотный «Смарт» просто поражает простором салона! Это, конечно, иллюзия, но какая разница, если пользоваться рычагами, педалями, кнопками и заслонками удобно, а экипаж на своих креслах располагается с классическим немецким комфортом.
По словам Людмилы и Александра, в Беларуси существует сообщество любителей «Смартов», которые ведут между собой активный обмен полезной информацией. В первую очередь владельцы мини-машинок делятся опытом правильного ухода за силовой установкой. Она надежная, но «нежная», требует грамотного и регулярного обслуживания, а эта процедура нередко превращается в настоящие «танцы с бубном». К примеру, свечей в трехцилиндровом моторе стоит 6, а для замены масла не предусмотрено сливное отверстие…
Но под «сидушку» капота заглядывать приходится периодически, а удовольствие от общения с этим забавным, но совсем не игрушечным автомобильчиком владелец получает каждый день!
Дмитрий САВРИЦКИЙ.
* непереводимый немецкий фольклор.



