К 100-летию вооруженной охраны Белорусской железной дороги

ВОХР — служба известная и неизвестная
Дмитрий САВРИЦКИЙ.
d.savrickiy@gzt-akray.by
Вооруженная охрана путей сообщения была создана на территории РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР еще до создания СССР. И тому были веские причины…
Как появилась вооруженная охрана
Создание службы, которая могла надежно защищать инфраструктуру железнодорожного транспорта от воровства и разрушения, шло на протяжении всего 1921 года. Началось оно с назначения председателя ВЧК Феликса Дзержинского наркомом путей сообщения в апреле.
Одному из наиболее эффективных менеджеров первого большевистского правительства потребовалось около двух месяцев, чтобы понять, на чем должна держаться железнодорожная охрана. Дзержинский пришел к выводу, что только усилиями карательных органов проблему решить невозможно: “Мы не покончим с хищениями, если не привлечем к этому делу массу честных сознательных железнодорожников”.
Но первой задачей создаваемой службы считалась борьба с несколько иной угрозой. В конце мая 1921 года НКВД и НКПС приступили к созданию пожарных поездов. Результат оказался впечатляющим: количество пожаров на железной дороге по сравнению с 1920 годом резко снизилось.
Параллельно создавались подразделения с другими задачами, так что принятый 9 декабря Декрет “Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения” фактически лишь узаконил уже действующую охрану путей сообщения. Дата подписания этого Декрета стала отмечаться как День создания ведомственной (военизированной) охраны железнодорожного транспорта.
Белокитайцы, басмачи, беспризорники и бандитизм
На первом этапе своей деятельности ВОХР концентрировала усилия на борьбе с организованной преступностью. Типичный для того времени случай железнодорожного бандитизма — попытка захвата эшелона с ценным грузом на линии Слуцк-Осиповичи 27 августа 1922 г. Налетчики смертельно ранили машиниста Акима Чумакова, однако захватить состав не смогли.
В 1923 году сотрудники охраны путей сообщения получили статус госслужащих и частично приравнялись к личному составу Красной армии. Их деятельность регламентировалась армейскими уставами: дисциплинарным и гарнизонной службы.
В 1928 году эта структура была преобразована в стрелковую охрану путей сообщения. Это была настоящая “контрактная армия”: военизированные вооруженные отряды со сроком службы не менее 2 лет, причем рядовые и младшие командиры находились на казарменном положении.
Когда разгорелся советско-китайский конфликт на КВЖД (1929 год), части стрелковой охраны действовали совместно с пограничниками, в том числе вели оборонительные бои и занимались разведкой на территории противника. Воевали отряды ВОХР и с басмачами в Средней Азии.
В период коллективизации все грузы на железнодорожном транспорте считались госимуществом, их хищение каралось расстрелом или, при большом везении, лишением свободы на 10 и более лет. К задачам военизированной охраны путей сообщения добавились поддержание порядка на перронах станций, в зданиях вокзалов и у билетных касс, охрана товарных поездов в пути следования.
Задержание, санобработка, организация питания и досуга детей-беспризорников также были поручены ВОХР. Для поиска детей была организована особая дозорная служба, в штат службы введены педагоги-воспитатели.
Большое внимание уделялось повышению квалификации кадров. В 1926 году создана Школа усовершенствования командного состава (ШУКС ОПС). До 1937 года эта школа носила имя Яна Рудзутака (возглавлял наркомат сообщения в 1924-30 годах). Потом НКВД “убедительно доказало”, что этот высокопоставленный чиновник был вредителем и иностранным шпионом — со всеми вытекающими последствиями.
В апреле 1941 г. введена уголовная ответственность за самовольный проезд в товарных поездах (год тюремного заключения) и за самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном (от 1 до 3 лет тюремного заключения). Последняя мера наказания отменена с марта 1955 г.
Военные перевозки. И не только
С началом Великой Отечественной войны работа железнодорожного транспорта была подчинена обеспечению воинских перевозок, бесперебойной и быстрой доставке грузов для нужд армии.
Большая часть обязанностей ВОХР перешла войскам НКВД, туда же перешла большая часть личного состава охранных отрядов.
В НКПС организовали вооруженную вахтерскую охрану со штатом 12 000 человек (на всю страну!). Они должны были охранять грузовые дворы, пакгаузы, склады, служебные помещения, а также обеспечивать личную безопасность кассиров. В этот период значительную часть вахтеров составляли женщины. Серьезной проблемой стало обеспечение охранниц обувью: имелась мужская, причем настолько больших размеров, что патрульные ее часто теряли.
Осиповичская ВОХР на фоне времени
Первые упоминания о подразделениях военизированной охраны на станции Осиповичи датируются 1945 годом. Первоначальная штатная численность подразделений составляла: стрелковое отделение — 17 человек; пожарная команда — 29. После ряда реорганизаций стрелковая команда на станции Осиповичи стала структурной единицей Гомельского отряда военизированной охраны. Дольше всех командой руководили Федор Кнутов — 21 год (1952-1973) и Виктор Смирнов — 11 лет (2009-2020).
В августе 1948 г. Совет Министров СССР в своем постановлении указал Министерству путей сообщения на значительные убытки от несохранных перевозок (1 млрд 380 млн руб.) и возложил на него обязанность по сопровождению и охране в пути следования ценных грузов 27 наименований, для чего разрешил увеличить численность военизированной охраны на 10 тыс. человек. В результате такого усиления ВОХР в 1949 году общий убыток от несохранных перевозок снизился до 500 млн рублей.
25 июня 1949 года для личного состава вооруженной охраны введены звания и форменная одежда. Значок “Отличник военизированной охраны МПС” утвержден в 1962 году.
С апреля 1972 года началось массовое создание совместных специализированных групп работников военизированной охраны и транспортной милиции (ССГ), которые показали высокую эффективность в борьбе с хищениями и правонарушениями на железнодорожном транспорте. В 1975 году насчитывалось 418 ССГ, в составе которых было 374 служебные собаки.
В августе 1981 года должностные лица военизированной охраны получили право налагать штрафы за административные правонарушения, совершенные на объектах железнодорожного транспорта.
Из-за неудовлетворительной ситуации с обеспечением сохранности грузов на железнодорожном транспорте Советом Министров СССР летом 1990 года утвержден Перечень грузов, которые должны охраняться военизированной охраной МПС СССР, взамен перечня, действовавшего еще с 1948 года.
Стрелковая команда: здесь и сейчас
С 1 января 2013 года из стрелково-пожарной команды выведен в отдельное подразделение ПАСП (пожарный аварийно-спасательный поезд), в связи с чем команда на станции Осиповичи стала стрелковой. В феврале 2018 года в структуру Осиповичской команды были включены две группы по охране мостов через реку Березину на станции Елизово и на станции Березина. В настоящее время штатная численность подразделения составляет 65 человек, участок обслуживания — 409 км, на котором расположено 29 станций и 50 остановочных пунктов.
Осиповичская стрелковая команда охраняет перевозимые грузы в парках станции и пути следования, имущество Белорусской железной дороги, проводит различные мероприятия по профилактике противоправных посягательств на объектах железнодорожного транспорта.
Сейчас командой руководит Александр Губашин, чей стаж работы в организации — 35 лет. В коллективе есть и другие ветераны: Александр Полонейчик и Петр Сугако (соответственно 26 и 25 лет), Иван Клыга и Валентин Хомяк (27 лет). А дважды награжденный знаком “Отличный работник железнодорожного транспорта” Николай Русакович в стрелковой команде уже 37 лет.
Среди лучших стрелков есть и молодежь: Евгений Шеремет, Евгений Полонейчик. И опытные работники, такие как начальник караула Александр Кореньков.
Перспективным направлением повышения эффективности подразделений ВОХР Белорусской железной дороги считается создание сети видеонаблюдения на наиболее ответственных объектах. Но широкое использование нужной новации сдерживается высокой ценой. Экспериментальная система, действующая на железнодорожном узле Бреста, состоит из 500 видеокамер.
Ну а пока приходится действовать классическими методами, и у сотрудников ВОХР это неплохо получается. В марте 2021 года на перегоне Осиповичи-Деревцы были похищены кабели связи. Стрелок Иван Клыга до прибытия наряда милиции обнаружил ряд ключевых улик, которые позволили раскрыть преступление в кратчайшие сроки. Недавно он был отмечен Благодарностью начальника Белорусской железной дороги за образцовое выполнение трудовых обязанностей.
Стрелок Иван Клыга охраняет грузы 27 лет.