Говорим “автошкола” — подразумеваем “ДОСААФ”

Государственно-общественная организация для массового обучения технических и военно-технических специалистов и подготовки трудящихся к защите Отечества была органичной частью СССР. Идея себя оправдала, так что и сегодня как минимум в шести постсоветских государствах действуют близкие по предназначению структуры.
Но только в нашей стране сохранилось классическое название — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Датой основания оборонного общества Беларуси считается 28 февраля 1927 года — 95 лет назад.
От клуба до школы
Хотя сначала был ОСОАВИАХИМ — эта знаменитая организация просуществовала до 1948 года. По каким-то причинам она была разделена на три, “заточенные” конкретно на содействие армии (ДОСАРМ), авиации (ДОСАВ) и флоту (ДОСФЛОТ), но это искусственное разграничение продержалось лишь три года.
Появившийся в 1949 году в Осиповичах филиал Бобруйского автомотоклуба, вероятно, относился к ДОСАРМу. Располагался он на южной стороне города в небольшом деревянном здании около СШ № 3 и сперва готовил мотоциклистов для нужд оборонного ведомства. После Великой Отечественной войны у Красной армии остался внушительный парк мототехники, и она широко использовалась до насыщения войск легковыми внедорожниками.
За 1941-1945 годы было получено почти 35 тысяч американских, около 2 000 британских байков. Своих выпустили 29 тысяч, и к тому же немецкие трофеи достались в товарных количествах — БМВ, ДКВ, “Цундапп”…
Самостоятельной организацией местный автомотоклуб стал в 1968 году и тут же занялся строительством капитальной базы по нынешнему адресу. К слову, изначально на месте, где сейчас располагается учебно-административный корпус, лаборатории, гаражи, парковка, размещался полигон для тренировки пожарных. А автодром ДОСААФ построили на выезде из города, в районе улицы Козловской. Он был огромный — 8 гектаров, роскошно оборудованный и использовался только для подготовки военных водителей. Учили крепко: из выпускников Осиповичской автошколы не погиб ни один из попавших в Афганистан.
В автошколу райорганизация ДОСААФ была переименована в 1975-м, а под занавес клубного этапа истории создала один из осиповичских спортивных брендов. Хотя в 1974 году об этом вряд ли кто-то думал. Просто впервые в городе провели первенство области по мотомногоборью. Так появился Осиповичский мотокросс, который в настоящее время проводится раз в два года. Во многом это произошло из-за поддержки ОЗАА. На заводе работала сильная первичка — мотоклуб, который возглавлял энтузиаст и пробивной организатор Сергей Быченок.
Что интересно: на момент переименования в Могилёвской области работало семь клубов ДОСААФ разной направленности. Из них три — автомото и один, в Могилёве, — военно-морской клуб.
На пике возможностей
В середине 70-х автошкола ДОСААФ была единственным заведением в районе, где готовили водителей. Спрос на ее услуги зашкаливал, а поскольку госзаказ на подготовку военных водителей и обучение работников предприятий был в приоритете, то частным владельцам транспорта — их в СССР называли “авто- и мотолюбители” — приходилось довольно долго ждать очереди. В начале 80-х ожидание обычно длилось около года. Стоимость обучения была доступной — примерно равнялась месячной зарплате квалифицированного рабочего, — но учиться было значительно труднее, чем сейчас. Автомобилист в те времена должен был хорошо знать устройство машины и уметь самостоятельно ее обслуживать. К слову, учили тогда водителей всех категорий, так что парк техники начинался с мотоциклов и заканчивался автобусами. Долгое время водители категории “В” практиковались на двух “Москвичах”. Пробовали переоборудовать в учебные три “Запорожца”, но без особого успеха.
Появились и свои филиалы — в Кличеве, Глуске и Елизово. Хотя последний себя не оправдал и проработал совсем недолго.
Параллельно с автошколой действовала еще одна структура общества — районный комитет ДОСААФ. Она непосредственно занималась патриотическим воспитанием молодежи, развитием технических и военно-прикладных видов спорта. В Осиповичах особой популярностью пользовались стрельба, картинг, мотоспорт, судомоделирование.
ДОСААФ также был известен своей лотереей. Она проводилась с 1966 года и первоначально пользовалась огромной популярностью, поскольку давала некоторую надежду на выигрыш машин “Волга” (которые в стране были предметом роскоши) и других вещей из категории дефицита. Вот только с появлением в 1970 году знаменитого “Спортлото” популярность досаафовской лотереи пошла на убыль, и постепенно выполнение планов по распространению ее билетов стало весьма трудным делом. Ситуацию усугубляло планирование “от достигнутого”, т.е. каждый год “лотереек” требовалось продавать всё больше и больше. И любыми способами!
Лотерейная “война” ДОСААФ со Спорткомитетом СССР, организатором “Спортлото”, сегодня выглядит странно, однако ее нужно воспринимать в контексте ведомственных интересов. Добровольное общество не получало госдотаций и всегда жило за счет собственных доходов. На вырученные от лотереи деньги организация укрепляла материально-техническую базу, приобретала современную технику, вкладывала их в развитие военно-технических видов спорта. В тех же Осиповичах в середине 80-х построен тир и оборудованы две лаборатории для подготовки водителей.
Ну а что касается выигрышей… По воспоминаниям ветеранов организации, в нашем районе автомобилей среди них не было за все 25 лет проведения этой лотереи.
Через тернии — к современности
Развал СССР для ДОСААФ был серьезным ударом, в первую очередь моральным. Самым тяжелым временем стали 1992-93 годы, когда военно-патриотическое воспитание казалось не нужным и обществу, и государству.
Исчезла потребность в подготовке водителей для армии, но эту потерю удалось компенсировать за счет отложенного спроса на обучение по категории “В”. Если в 80-е за полгода готовили одну группу водителей легковушек, то в 90-е — по три каждые три месяца.
Пришлось отказаться от автодрома: слишком высоким стал налог на землю. Чтобы уменьшить коммунальные платежи, сдали в аренду второй этаж учебного корпуса. Конечно, уходили и люди. Но, как с благодарностью говорит бывший директор автошколы Александр Ляшенко, оставались лучшие. Такие как мастера производственного обучения Николай Дронин, Анатолий Савин, Дмитрий Аксёнов, Михаил Санкович, Владимир Попов, бухгалтер-завхоз-завскладом Тамара Пышная, инструктор Вячеслав Ильинский, преподаватели Александр Власов и Виталий Иванов, старший мастер Станислав Барташевич.
О нынешних делах автошколы дают представление цифры, взятые из аналитической записки о количественных и качественных показателях работы структур ДОСААФ области. В период с 2016-го по 2021-й ежегодное число выпускников выросло с 211 до 468, а за этот год планируется взять планку в 511. Процент сдачи экзаменов с первой попытки относительно стабилен — около 72%.
Среди лучших работников — Константин Джулай, Михаил Барсуков, Никита Варакса, Татьяна Ерощенко, Александр Гаврусёнок и Алексей Остроух. Двое последних определены не только по эффективности работы, но и по итогам опроса курсантов.