Дешево, практично, антиэкологично

Инвазивными (чужеродными и вредными для природы) бывают не только
биологические виды, но и человеческие привычки
На вопрос, откуда взялась традиция обильно засаживать могилы искусственными цветами, ответ скорее всего будет удивленный: так она всегда существовала и является частью нашего менталитета. Это правда, только с элементами подмены понятий.
В чем подвох?
Аутентичные ритуальные украшения, с которыми шли поминать предков на Деды и Радуницу, изначально изготавливались из натуральных материалов — ткани, бумаги. По понятным причинам делались они кустарно, выглядели скромно, так что тон в могильном декоре задавали живые цветы и многолетние растения. Но это было давно.
Идея массового производства предметов ритуального назначения из синтетических материалов была впервые реализована еще в 50-е годы, в первую очередь в странах, где сильно развит культ предков, — в Гонконге, Японии и мультинациональных США. К нам она проникла гораздо позже, а махровым цветом расцвела уже в постсоветский период. Причем вросла в культурную среду крепко, как борщевик Сосновского в луговые биоценозы.
Оно и понятно. Яркие и относительно стойкие к природному воздействию пластиковые клумбы не требуют ухода, доступны для любого кошелька, да и выбор огромный. Это радует потребителя.
Производство копеечное, технология изготовления простейшая, материалы самые дешевые, спрос хоть и сезонный, зато стабильно большой — прямо бальзам на душу производителей и продавцов.
Торговля этим товаром действительно идет бойко: по расчетам влиятельной в природоохранных кругах организации “Центр экологических решений” перед каждым днем поминовения предков в стране реализуется около двух миллионов искусственных цветов. Если продавать по рублю за штуку, годовой оборот будет почти миллион долларов.
Посмотрим поперек
Вот только экологов потребительско-производственно-поминальный альянс совсем не радует. С их точки зрения дважды в год в окружающую среду происходит залповый выброс вредных для природы и опасных для человека веществ.
Конкретизирует проблему начальник Осиповичской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Рогаль:
— Вред природе начинается еще при продаже этих товаров. Дешевый пластик при нагреве от солнечных лучей выделяет летучие вещества, в том числе опасные для здоровья человека. Когда элементы декора установлены на могилах, в них под воздействием света и кислорода разлагаются красители, и часть продуктов распада попадает в почву. Потерявшие товарный вид ритуальные украшения удаляют не задумываясь. А есть над чем!
Если их сжигают, в атмосферу попадает ударная доза тяжелых металлов и канцерогенного диоксина. Если закапывают в землю, “поминальные” отходы разлагаются примерно 500 лет.
Аспекты практические и духовные
Крайние в цветочно-мусорной эпопее, как обычно, коммунальники. По словам заместителя директора УКП ЖКХ Александра Маслова, с трех крупнейших Осиповичских кладбищ (“Прудок”, католическое — “польское” и старое городское на улице Юбилейной) после дней поминовения вывозится по 2-3 кубометра отходов, в основном состоящих из ритуальных украшений. Перерабатывать их невозможно, поскольку сделаны цветы из металлической проволоки и пластмасс самого разного состава. Так что им одна дорога — на городской полигон твердых коммунальных отходов. Который, напомним, уже трещит по швам из-за пятикратной перегрузки.
Поминовение предков не только культурная традиция, но и элемент религиозной обрядности. Но церковь пластмассовые цветы не благословляет. Почему? Объясняет протоиерей храма в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость” Геннадий Сирошик:
— Приходя к могилам близких людей, мы хотим проявить к ним любовь и уважение. Поэтому возлагать на места упокоения нужно живые цветы. Они в христианстве символизируют память об утерянном рае и, значит, надежду на его обретение.
* * *
Очевидно, основная сложность в борьбе с ритуальными пластиковыми клумбами в том, что здесь происходит жесткое противостояние экологии и культуры. Такие конфликты для человечества не редкость, и не всегда они заканчиваются благополучно.
Жители острова Пасхи уничтожили все деревья, потому что им нужно было ставить новых каменных истуканов. А потом вымерли, потому что разрушилась кормившая их экосистема. Помянем бедолаг пластмассовыми букетами — все равно ведь будем их покупать.
Дмитрий САВРИЦКИЙ.
d.savrickiy@gzt-akray.by