А дорога серою лентою вьется…

А дорога серою лентою вьется…

ДРСУ-199 отмечает 55-летие — есть повод заглянуть в историю создания осиповичских дорог

Дмитрий САВРИЦКИЙ.

d.savrickiy@gzt-akray.by

Драматический прагматизм

Машины в товарных количествах начали производить накануне Первой мировой войны, причем делали их в основном  мелкие частные фирмы. А вот создание сети дорог, которые бы полностью раскрывали потенциал нового вида транспорта, началось гораздо позже и велось довольно специфическими методами. Причина проста: автодороги — это настолько дорого, что финансировать их строительство с нуля могло лишь государство. Причем соглашалось оно на огромные затраты только в условиях, когда другого выбора не было.

Процесс масштабного дорожного строительства начался в 30-х годах, причем почти одновременно в трех очень разных странах: США, Германии и СССР.

Как ни удивительно, но к этому времени Советский Союз превратился в великую автомобильную державу. Буквально за десятилетие в стране было выпущено более миллиона машин, и ежегодно к ним добавлялось почти 150 тысяч.

Строительство и ремонт дорог, контроль за их эксплуатацией с 1936 по 1941 годы относились к компетенции Наркомата внутренних дел, при котором было создана соответствующая структура — Главное управление шоссейных дорог.

ГуШосДор НКВД теснейшим образом взаимодействовал с великим и ужасным ГУЛАГом… Но в СССР на дорожные стройки принудительно отправляли не только заключенных трудовых лагерей. Широко привлекали к бесплатному труду и крестьян. Правда, на ограниченное время, не более шести дней в году. Давать моральную оценку системе принуждения к дорожному строительству бессмысленно: времена были не вегетариан-ские… Но дороги строились быстро: на карте Генштаба РККА 1935 года 300-километровая дорога Минск-Гомель отсутствует, на такой же 1940-го — отмечена в статусе готового объекта.

Вторая волна масштабного дорожного строительства началась в СССР не сразу после Победы, а в середине 60-х, когда страна смогла выделить необходимые средства. Очередной взлет в дорожной сфере датирован серединой 80-х. Именно тогда в Осиповичском районе пути сообщения стали дорогами в привычном понимании этого слова.

Вначале было ДЭУ

Дорожно-эксплуатационный участок №199 создан в 1965 году. Организация состояла из 34 человек, имела 1 самоходный и 3 прицепных грейдера, бульдозер, экскаватор и три автомобиля. Такими скромными силами нужно было обслуживать примерно 100 километров дорог в районе, из которых только одна, Хутор-Гродзянка-Лапичи, являлась частично асфальтированной.

Хозяйство было хлопотное: в периоды распутицы связь между населенными пунктами затруднялась, а иногда и вовсе прерывалась. Каждую весну особого внимания требовали пять деревянных мостов.

Но проблемы решаются, если их решать. Организация постепенно росла, набиралась опыта и к взлету дорожного строительства 80-х имела всё необходимое, чтобы соответствовать новым требованиям. И, главное, тогда возглавлял коллектив Иван Сазанович. Про этого человека наверняка слышали все земляки, а среди осиповичских дорожников о нем до сих пор говорят с подчеркнутым уважением и чуть ли не легенды рассказывают о ярких эпизодах его трудовой биографии. Так бывает, если нужный человек оказывается в нужное время в нужном месте.

При Сазановиче дорожно-эксплуатационный участок получил статус управления и нынешнее название — ДРСУ-199. Была построена современная административно-производственная база, значительно увеличен штат и техническое обеспечение. Создан спортзал, который дорожники со временем передали спортивной школе.

Ну а главное — совершенно другими стали дороги. Сегодня организация обслуживает 528 км дорог, из которых 208,5 км асфальтированных, 207,1 км гравийных, 111,5 км грунтовых. И к ним — 13 железобетонных мостов. Большая часть этого качественного развития и количественного роста произошла при непосредственном участии легендарного руководителя и его высокопрофессиональной команды.

Когда произошла Чернобыльская катастрофа, осиповичские дорожники имели возможность выделить значительное количество людей и техники для срочного ремонта дорог в Костюковичском и Краснопольском районах. Работа была опасная — 30 работников ДРСУ получили удостоверения ликвидаторов. Но люди от нее не отказывались, понимали, что от их усилий зависит судьба многих переселенцев, которым пришлось эвакуироваться из “фонящей зоны” в малообжитые районы с неразвитой дорожной сетью. И это — мужество и гражданская позиция.

А еще был эпичный “натиск на восток”. В 1993 году, в тяжелейший период развала экономики новых независимых государств, руководитель ДРСУ принял решение о переводе части коллектива в Башкирскую АССР, которая даже в период постсоветской разрухи оставалась богатым регионом. Осиповичские дорожники там смогли себя зарекомендовать наилучшим образом и, соответственно, неплохо заработали.

Хотя в 99-м году осиповичских дорожников волновали совсем другие проблемы. Управление было генподрядчиком при сдаче в эксплуатацию путепровода на улице Сташкевича. Остро необходимый городу объект достраивался тяжело, но в установленные сроки уложиться удалось.

Семнадцать лет и три года

Потом настал долгий период выживания. Приоритетом для национальной транспортной системы изначально было создание надежных транснациональных дорог, иначе транзитный потенциал Беларуси не реализовать. Местные дороги оставались в положении Золушки, а обслуживающие их организации были вынуждены выживать за счет хозрасчетной деятельности. Школа перехода на рыночную экономику для ДРСУ была жесткая, но, благодаря умелым и смелым руководителям Николаю Терехову, Николаю Былину, Владимиру Князевичу, “курс обучения” был преодолен. Не без потерь: случались времена, когда предприятие еле сводило концы с концами, испытывало трудности из-за использования изношенной техники. Но зато удалось сохранить коллектив. Так что когда началась общенациональная кампания “Год малой родины”, а вместе с ней — в соответствии с Госпрограммой по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017-2020 годы — резко возросли объемы финансирования, ДРСУ воспользовалось ситуацией. К тому же дорожникам повезло: каждый год они выигрывали по тендеру на очень выгодные объекты. 2018 год — асфальтирование территории ПКФ “Сонца”, 2019 — капремонт автопутепровода на улице Сташкевича, 2020 — асфальтирование территории ОАО “ОЗАА”…

Рассказывает нынешний начальник управления Олег Лукьяненко:

— До 2017 года предприятие было стабильно убыточным, а с 2018 превратилось в стабильно прибыльное. 2019 год был замечательным во всех отношениях, нынешний потяжелее. Но не потому, что работы меньше, а мешают внешние обстоятельства.

Коронавирусом в ДРСУ за всё время переболели только два человека, но в июне целая бригада ушла на самоизоляцию. Это пик сезона, каждый час дорог… Пришлось в экстренном порядке собирать “боевую группу” из всех, кто имел хоть какие-то профессиональные навыки. Импровизация удалась: люди сделали всё что могли и в целом результат получился удовлетворительным.

Был сюрприз от поставщиков гравия. Обычно они ежедневно отправляют 4-5 вагонов, а тут бах — 58! Но разгрузить их всё равно нужно за день, иначе будет простой подвижного состава и штрафные выплаты. Пытались нанять временных работников, только желающих получить пару сотен рублей за день-два работы не нашлось. Собственными силами уложились за три дня, и люди были вымотаны до предела. Оплата сверхурочных за авральную работу и штрафа за двое суток простоя — затраты большие и непродуктивные.

Сейчас мы стараемся как можно больше средств вкладывать в укрепление материальной базы и кадрового состава. Это нужно для устойчивого будущего: уже в следующем году объемы работ в Осиповичском районе, которые были очень большими из-за подготовки к “Дожинкам”, снизятся. Поэтому готовимся к борьбе за подряды в других регионах.

Техника на сегодня в значительной степени обновлена и ее достаточно. А люди к нам идут уже с середины 2018 года. Имеет значение зарплата — она постоянно растет и в среднем сейчас составляет 847 рублей. Но важен и психологический фактор. Земляки знают, что ДРСУ — дружный коллектив, в котором чувствуешь себя комфортно.

Наверное, это главный итог, с которым ДРСУ-199 встречает свое 55-летие.

* * *

Вообще по документам дорожники должны были отмечать эту дату весной, но празднование отложили из-за коронавируса на осень и совместили с профессиональным праздником. Значит, есть сразу два повода поздравить коллектив предприятия и пожелать ему дальнейших успехов!

Последние новости

Общество

Жыхароў аграгарадка Ясень абслугоўвае магазін Глускага адасобленага структурнага падраздзялення Клічаўскага райста

27 июля 2025
Читать новость
Общество

По данным Главного статистического управления Могилёвской области, розничный товарооборот Осиповичского района в I полугодии составил 181,5 млн руб

27 июля 2025
Читать новость
Общество

В “Белбланкавыде” всегда подберут желаемое

27 июля 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 26 июля для всех знаков зодиака

26 июля 2025
Читать новость
Общество

Иностранцы без ВНЖ: как правильно сдать жилье и узаконить трудовые отношения

25 июля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко дал интервью одному из наиболее известных мировых изданий

25 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем