15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей
По сложившейся традиции тематику праздника ежегодно определяет Международная Федерация потребительских организаций, и в текущем выбрана тема электронной коммерции под девизом “Потребительские права в цифровую эпоху”. Она поддержана Консультативным советом по защите прав потребителей государств-участников СНГ для проведения Дня потребителя в странах СНГ.
В настоящее время организация продажи потребительских товаров и оказание различных услуг посредством сети интернет развивается очень динамично. По состоянию на 1 января в Торговом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 12 действующих интернет-магазинов субъектов хозяйствования Осиповичского района.
Дистанционные способы заключения договоров (купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) повсеместно используются в повседневной жизни. Всеобщее понимание всех потребителей того, как правильно приобрести товары посредством сети интернет, может способствовать правильному выбору продавца (исполнителя), а также восстановлению нарушенных прав потребителей в случае приобретения товаров и оказания услуг ненадлежащего качества.
[warning] 15 марта в райисполкоме с 11 до 13 часов будет проведена “горячая линия” по вопросам потребительской тематики (тел. 66-0-38). [/warning]
Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов, каждый потребитель должен знать, что продавец на сайте интернет-магазина должен на белорусском или русском языке довести до сведения информацию о наименовании своей организации, юридическом адресе, УНП (для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о госрегистрации и наименовании органа, ее осуществившего), режиме работы магазина, дате регистрации интернет-магазина, документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром, товаре, цене, сроке доставки и условиях оплаты.
Кроме того, в интернет-магазинах в обязательном порядке все продавцы должны выдавать кассовый чек. Предъявить претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека, но — при наличии иных доказательств, т.к. при отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца последний может оспорить такой факт.
При доставке товара потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар, в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце. Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца.
Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца. При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь “О защите прав потребителей”.
В пределах района государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченным по защите прав потребителей районного исполнительного комитета. Им рассматриваются обращения граждан, оказывается помощь в составлении претензионных писем, исковых заявлений в суд.
За 2016 год на Осиповщине оказана помощь гражданам в составлении 19 претензионных писем, из них 12 — в сфере торговли и 7 — услуг; 5 исковых заявлений в суд; даны 54 устные консультации гражданам.