Вагонные “качели” в колее 1520

У промышленных предприятий обычно есть четкая отраслевая привязка. Но ЗАО “ОЗТМ” — исключение. Специфика деятельности завода такова, что он с равными основаниями может относиться и к железнодорожной сфере, и к машиностроению.
Свой “машиностроительный” профессиональный праздник завод встречает с 80-процентной загрузкой производственных мощностей. Больше нельзя (такой запас прочности необходимо иметь для проведения качественного техобслуживания станков и оборудования), а хотелось бы!
Кому вагонов — много и разных?
Спрос на продукцию ОЗТМ в этом году зашкаливает, поэтому пользоваться моментом нужно по максимуму. И вот тут есть повод рассказать о некоторых особенностях работы машиностроителей, ориентированных на нужды железной дороги с колеей 1520 мм.
Для начала — их деятельность в первую очередь ориентирована на самых крупных операторов грузового подвижного состава. Кроме того, потребность железных дорог в подвижном составе циклична, поэтому производство приходится вести в переменном ритме. А это далеко не просто! Пока подвижной состав не отработал ресурс, а объемы и структура перевозок более или менее стабильные, никто не станет покупать вагоны в запас. Зато когда одно из условий (или все сразу) меняются, вагоностроительные предприятия натуральным образом “захлебываются” от заказов. Ситуацию несколько выравнивает то, что потребность в разных видах вагонов возрастает не одновременно.
Применительно к ОЗТМ расклад получается такой. В 2023 году хит продаж — вагоны-цистерны. Вагонов-платформ нужно относительно немного, а танк-контейнеры реализуются в лучшем случае по одному в месяц.
Ажиотажный спрос на цистерны просматривается до 2027 года — во всяком случае, портфель заказов ОЗТМ заполнен до этого времени. Что будет дальше, маркетологи предприятия предсказывать не берутся: основной потребитель на данный момент — Россия, где белорусские производители вынуждены конкурировать с сильными местными вагоностроителями.
Размер имеет значение
На стороне ОЗТМ — репутация бренда, возможность учитывать пожелания заказчиков при серийном производстве и высокое качество продукции, которое обоснованно сравнивают с мерседесовским. А против играет фактор цены (хорошее дешевым не бывает!) и относительно скромный производственный потенциал. Это для Беларуси ОЗТМ — крупное предприятие, но на фоне российских конкурентов оно просто миниатюрное. Вот, к примеру, Уралвагонзавод. Количество персонала на ОЗТМ — 464 человека, на Уралвагонзаводе — 21 тысяча. Ежемесячно в Осиповичах выпускают 75 вагонов, в Нижнем Тагиле — порядка 2 000, а по итогам 2012 года уральские мастера вообще поставили мировой рекорд: собрали 28 000 вагонов. И они вполне способны это достижение превзойти!
Оборудование и технологии ОЗТМ позволяют ежемесячно производить 100-110 единиц продукции. Только для выхода на этот уровень нужно в очередной раз решить кадровую проблему.
Кадры, кадры и еще раз кадры
Выпускать вагоны качественно и максимально быстро могут только высококвалифицированные специалисты, на подготовку которых уходит немало времени. Да и количество их должно быть оптимальным…
Нынешний кадровый дефицит (электрогазосварщики — 35 человек и слесари механосборочных работ/слесари по сборке металлоконструкций — 35 человек) не позволяет заводу выйти на полную мощность. Конечно, здесь имеется эффективная система обучения рабочих без отрыва от производства, которая позволяет дать человеку полноценную профессию (с вручением удостоверения государственного образца) за 3-4 месяца, и это позволило достаточно оперативно “закрыть” самые проблемные позиции. Но разница между скоростью работы новичка и опытного коллеги существенная…
Сегодня на ОЗТМ реализуется программа перспективной подготовки кадров. Предприятие тесно сотрудничает с Осиповичским колледжем (предоставило производственное оборудование для обучения сварщиков на своей территории), целенаправленно работает над созданием трудовых династий, ведет профориентационную работу в школах. Конечно, эти меры дадут результат не сразу, они требуют упорства, целеустремленности и грамотного пиара. Но вагоностроители умеют мыслить стратегически, правильно выбирать приоритеты и эффективно себя рекламировать. В современном транспортном машиностроении иначе нельзя.