Важная информация про транспортный налог

Дождались
Ну что еще можно сказать о транспортном налоге?
Итак, свершилось! Вместо госпошлины, разрешающей допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, будем платить транспортный налог
Изменение Налогового кодекса не комментировал только ленивый, однако дежурный по “Автоклубу” всё же решил вставить свои пять копеек. Потому что хочется рассказать о “парламентской кухне”, на которой новый закон приобретал окончательную форму, и о том, как наш транспортный налог выглядит на фоне фискальных аналогов в постсоветских странах. Обычно сравнивают с Евросоюзом, Дальним Востоком и не менее дальним Западом, он же США и Канада. А вот с соседями по бывшему СССР — это будет эксклюзив.
От закона до закона
Если кто запамятовал, упомянутая госпошлина была введена с 1 января 2014 года и за семь лет своего существования полностью лишилась народного уважения: по данным РУП “Белтехосмотр”, в 2020 году ее оплатило около 15 процентов автовладельцев.
В общем, законодателям нужно было крепко подумать, чтобы второй раз не наступить на те же обструкционные грабли.
Депутат Палаты представителей Национального собрания Светлана Шутова рассказала некоторые подробности процесса превращения предложенного Минфином законопроекта в закон “Об изменении налогового кодекса Республики Беларусь” (в части исчисления транспортного налога физическими лицами):
— Изначально было представлено несколько вариантов, их рассматривала комиссия по бюджету и финансам. Выбор налога, близкого по своей сути к другим имущественным налогам, был сделан в первую очередь из-за его прозрачности для понимания плательщиками и простоты сбора платежей.
Потом документ был передан в остальные комиссии Палаты представителей Национального собрания для изучения. На этом этапе каждый депутат имеет право вносить свои письменные предложения об изменениях, но не могу сказать, что правки предлагались в большом количестве и касались каких-то принципиальных моментов. Во всяком случае, на заседании постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту, в составе которой я работаю, а также в ряде других прений практически не было.
На сессии Палаты представителей законопроект прошел легко: замечаний никто не высказал и за его принятие проголосовало подавляющее большинство депутатов.
Налоги никто не любит, но все понимают, что они необходимы и уклоняться от их уплаты будет себе дороже. К тому же ставки транспортного налога в сравнении с госпошлиной снижены, причем для пенсионеров и инвалидов II группы уменьшение существенное: на 50 и 25 процентов. Если человек попадает в трудную жизненную ситуацию, он может быть полностью освобожден от уплаты.
Учтены и интересы любителей автоклассики, коллекционеров олдтаймеров. Транспортные средства, выпущенные до 1991 года или с неустановленным годом выпуска, этим налогом не облагаются.
Вроде всё справедливо и ничего не упущено…
Дорожно-налоговое путешествие
С нашим налогом разобрались. Теперь посмотрим, что и как приходится платить автомобилистам из 14 остальных республик бывшего СССР.
Литва, Латвия, Эстония — это уже Евросоюз, что как бы символизирует общность подходов к принятию важных решений. Но транспортный налог (для краткости — ТН) к таковым, видимо, не относится, поэтому в каждой стране он склонен к самобытности.
В Литве ТН начали взимать с 1 июля прошлого года, причем платить приходится за регистрацию загрязняющих веществ, которые транспортное средство выделяет. Оплата разовая, при регистрации машины после покупки или снятия с учета. Ставка по литовским меркам невелика, но итоговая сумма геометрически возрастает, если количество выбросов превышает установленную норму. Для наглядности приведем крайние значения. Высокая экологичность выброса — 13,5 евро. Низкая — до 540.
Отношение к новации в стране неоднозначное. Экологичность — это хорошо, но многие считают, что дорожно-экологический налог нужно взимать периодически и без привязки к процессу купли-продажи автотехники. В нынешнем виде он сильно ударил по рынку подержанных машин, поскольку значительная доля литовского “автосеконд-хэнда” стала абсолютно неликвидной из-за морально устаревших двигателей. Если продать машину невозможно, прагматичный владелец будет ее эксплуатировать до полного “укатывания”. Какая уж тут борьба за сокращение выбросов.
В Латвии транспортный налог самый высокий для стран постсоветской Прибалтики. Он взимается с 2009 года, привязан и к мощности двигателя, и к количеству образуемых им атмосферных загрязнений. Поэтому уплатой годового ТН в размере 1 000 евро латышских автовладельцев не удивить.
Но рядом находится Эстония, последняя европейская страна, которая не ввела налог на легковые автомобили. Латыши, владеющие мощными легковушками, вовсю пользуются преимуществами открытости евросоюзовских границ: “прописываются” в приграничных эстонских поселениях и без проблем получают “зарубежные” номера. В Литве с них взятки гладки, а эстонские власти подсчитывают профит: налоги человек платит по месту жительства, даже если он евроиностранец.
Латвийское правительство в 2017 году попробовало лазейку прикрыть, введя драконовскую пошлину на эксплуатацию машин с зарубежными номерами — 10 евро в день. Европейский суд дискриминацию по транспортному признаку не одобрил, так что пока трансграничная халява имеет место.
Еще в прошлом году в Украине налогом в размере 25 тыс. гривен облагались только автовладельцы, имеющие машину возрастом до 5 лет и стоимостью свыше 375 минимальных зарплат (1,8 млн гривен, или около 64 тыс. долларов). В принципе, это всех устраивало, пока свое веское слово не сказало увеличение размера минимальной заработной платы, после которого количество облагаемых налогом машин автоматически уменьшилось без малого в два раза.
Поэтому были срочно разработаны поправки к налоговому кодексу, по которым 25 тысяч украинских денег платить придется за машины стоимостью 200 МЗП (1 млн гривен). Таких автомобилей в стране большинство, так что баланс может быть восстановлен даже с некоторым запасом. Верховная Рада до 1 февраля будет думать: принимать предложения финансистов или поискать другие пути привлечения обывателей к участию в финансировании государственных расходов.
Правительство Молдовы в 2021 году намерено заменить дорожный налог увеличенным акцизом на топливо. Раньше местные автовладельцы платили, как и наши — при прохождении техосмотра. Только не за массу авто, а за мощность двигателя. Собранные деньги также шли в дорожный фонд. Изменение формы налогообложения воспринято в стране на ура, ибо кто больше ездит, тот больше платит — можно сказать, высшая форма социальной автосправедливости.
Грузия гордится своей налоговой системой, которая считается одной из наиболее дружелюбных для плательщиков в мире. И, кажется, это не такое уж преувеличение.
Транспортный налог на владение автомобилем здесь введен в 2016 году. Платят его все, и без вопросов. Действительно, что тут непонятного?
Возраст транспортного средства до 1 года — налог 167 долларов США, от 1 до 5 лет — 80, от 5 до 10 — 40, больше 10 лет — 20 долларов.
Азербайджан облагает дорожным налогом только нерезидентов — иностранцев, которые проживают в стране и занимаются автоперевозками. Ну и автотуристов, причем в довольно крупном размере. Минимальный платеж — 40 долларов, но, в зависимости от технических характеристик легковушки и времени пребывания в республике, его размер может увеличиться в три и более раз. А за приличный грузовик сдерут почти 3 000.
В Армении отсутствует транспортный налог, но есть налог на имущество, так что без разницы, стоит авто в гараже или гоняет без остановок. Ставка определяется мощностью: менее 120 л.с. — владелец платит около 22 долларов. Мощность выше — вынь да положь заметно больше. Например, “300 лошадок” под капотом обходятся ежегодно в 690 долларов с копейками.
Неплательщиков особо не преследуют, но при продаже машины припоминают всё, что задолжал. Естественно, с пенями.
Узбекистан нынче обсуждает предложение о введении сразу двух автоналогов: ежегодного сбора за владение машиной как имуществом и топливного акциза. Первый привязан стандартно — к мощности двигателя, а вот второй самобытен: предполагается, что его размер будет зависеть от уровня доходов в конкретном регионе и определяться районными (городскими) кенгашами народных депутатов. А облисполкомы у них называются хокимиатами, хотя это к теме отношения не имеет.
Туркменистан при эпичном правлении Туркменбаши Сапармурада Ниязова имел налог на владельцев собак, но не имел транспортного налога. В 2018 году стало наоборот.
Ставка сбора с владельцев автотранспортных средств устанавливается в следующих размерах:
мототранспорт — 1-кратная базовая величина (50 манатов); легковые автомобили — 2-кратная базовая величина (100 манатов); автобусы — 3-кратная базовая величина (150 манатов); грузовые автомобили — 6-кратная базовая величина (300 манатов).
Бюджетные и религиозные организации, герои Туркменистана, инвалиды и еще несколько категорий физических и юридических лиц от уплаты нового сбора освобождены. Если что, цена 1 маната — 59 центов.
В Таджикистане всё проще, хотя и не без затей. Налоговые ставки дифференцированы по видам транспортных средств и составляют (в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя) в год:
Кыргызстан… Тут без калькулятора делать нечего:
Местные деньги (сомы) конвертируются в доллары по курсу 1 к 0,012.
В Казахстане дорожный налог относится к местным, но рассчитывается без вольностей — по общей для страны формуле. В нее включены объем двигателя и ряд других параметров, в том числе месячный расчетный показатель (МРП) — аналог нашей базовой величины.
Ставка налога в зависимости от объема двигателя (за 2020 год):
Для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 1 500 кубических сантиметров сумма налога увеличивается на 7 тенге за каждую единицу превышения. 1 тенге — 0,0024 доллара США.
Россия — великая страна. И транспортный налог в ней аршином общим не измеряется. В его основе — зависимость ставки от мощности двигателя, а дальше начинается парад налоговых суверенитетов.
Местные власти самостоятельно устанавливают базовую ставку для расчета налога, опираясь на доходы населения и запросы бюджета. Поэтому ежегодные платежи за одни и те же машины в разных уголках страны могут отличаться в два-три и более раз. Кроме того, налог зависит от возраста автомобиля и его “стартовой” стоимости. Для дорогих машин действует дополнительный налог — на роскошь.
Единственный регион, где налоговик автомобилисту более или менее товарищ, — Оренбургская область, где за авто мощностью менее 100 л.с. платить не нужно ничего. Но это лишь в том случае, если у владельца только одна машина.