Обращения на контроле

Обращения на контроле

Материалы проведенных проверок и анализ поступающих в прокуратуру района обращений свидетельствует о том, что по-прежнему не изжиты факты формального рассмотрения заявлений граждан, непринятия полных мер по восстановлению нарушенных прав. Это вынуждает заявителей обращаться с жалобами в вышестоящие, а также контролирующие и надзорные органы.

Из числа разрешенных прокуратурой района в 2015 году обращений основное количество составляют заявления и жалобы по вопросам надзора за исполнением законодательства, а также дознания и следствия, — прокуратурой удовлетворено каждое пятое.

Значительное число обращений поступает по вопросам исполнения законодательства о труде, и проведенные проверки свидетельствуют о невыполнение некоторыми нанимателями требований Трудового кодекса в части своевременной выплаты зарплаты, отпускных, а также расчета при увольнении работникам. Например, при проверке в июле жалобы работника СЗАО “Осиповичский вагоностроительный завод” установлено, что средний заработок за время предоставленного трудового отпуска работнику вовремя не выплачен. В связи с нарушением законодательства о труде, в адрес гендиректора предприятия прокурором вынесено предписание о незамедлительной выплате работнику среднего заработка за время трудового отпуска, которое исполнено. Кроме того, руководитель привлечен по ч. 1 ст. 9.19 КоАП к административной ответственности в виде штрафа в сумме 900 тыс. рублей.

Наниматели не всегда учитывают, что несвоевременная выплата по их вине расчета при увольнении, а также невыдача трудовой книжки в день увольнения влекут для нанимателя дополнительные выплаты работнику: статьей 78 ТК установлено, что работник вправе взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день задержки расчета при увольнении, а статьей 79 ТК определено, что при задержке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки. В последующем излишние денежные выплаты, произведенные в этих случаях нанимателем за счет средств предприятий и организаций, подлежат возмещению за счет виновных должностных лиц, в т.ч. руководителя.

Судом Осиповичского района в 2015 году с участием прокурора рассмотрено 86 трудовых споров о взыскании с нанимателей невыплаченных в установленный срок зарплаты и расчета при увольнении на общую сумму 1.757.813 тыс. рублей — удовлетворено 76 исков (на 1.162.236 тыс. рублей).

Также поступило несколько обращений граждан по вопросу невыплаты по месту работы госпособий семьям, воспитывающим детей. Проведенными прокуратурой проверками факты подтвердились, прокурором в адрес руководителей организаций вынесены предписания об устранении нарушений закона и незамедлительной выплате пособий, которые исполнены.

Практика рассмотрения поступивших обращений граждан свидетельствует о том, что не все знают свои права и установленный порядок работы с обращениями.

Так, статьей 4 Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц” предусмотрено, что человек реализует свое право на обращение лично либо через своих представителей — последние осуществляют свои полномочия на основании актов законодательства, либо актов уполномоченных на то госорганов, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством. При обращении в государственные и другие органы от имени других граждан к письменному обращению необходимо прилагать документы, подтверждающие полномочия лица на такое обращение. Если они не приложены, то такое обращение в соответствии с требованиями ст. 15 Закона может быть оставлено без рассмотрения с уведомлением об этом гражданина в 5-дневный срок.

Статьей 10 (п. 2) указанного Закона установлено, что обращения подаются в организации, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях граждан. Письменные обращения, поступившие в органы и организации, к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, подлежат направлению в течение 5 рабочих дней в соответствующие органы и организации для рассмотрения в соответствии с их компетенцией либо в тот же срок оставляются без рассмотрения с уведомлением об этом заявителей и разъяснением порядка рассмотрения вопросов, изложенных в обращении. В связи с этим для более оперативного рассмотрения своих обращений гражданам необходимо обращаться именно в те органы, к компетенции которых относится решение изложенных в обращениях вопросов.

Перечень госорганов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержден Указом Главы государства от 15.10. 2007 г. № 498 “О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан”.

Например, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, строительства необходимо обращаться в местные исполнительные органы; применения законодательства о труде и разрешения индивидуальных трудовых споров — в комиссию по трудовым спорам и суд, поскольку    статьей 242 Трудового кодекса установлен 3-месячный срок для обращения работника за разрешением трудового спора, а по вопросам увольнения — месячный. В соответствии со ст. 241 ТК непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям работников о восстановлении на работе, изменении даты и формулировки причины увольнения, оплате за время вынужденного прогула, а также работников — не членов профсоюзов и работников, работающих у нанимателей, у которых комиссии по трудовым спорам не созданы. В случае пропуска названных сроков обращения за разрешением трудового спора в удовлетворении заявления гражданина может быть отказано, в том числе судом.

Не всегда граждане исполняют и свои обязанности при рассмотрении их обращений, закрепленные статьей 8 Закона. Кроме того, с 23 января вступил в силу Закон от 15.07.  2015 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об обращениях граждан и юридических лиц”. Он, в частности, дополнен статьей 8-1 “Права организаций, индивидуальных предпринимателей”, которой им предоставлено право обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (3 и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же ИП от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Таким образом, в подобных случаях с такого заявителя в судебном порядке можно взыскать все расходы, понесенные организацией на рассмотрение указанных обращений. Под такими расходами законодатель предусмотрел суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения и другие, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения. Порядок расчета расходов, указанных в п. 2 ст. 19 Закона, устанавливается Совмином страны.

Наталья ЕРМАЧКОВА, старший помощник прокурора района.

Последние новости

Власть

“Надо решать вопрос”. Лукашенко поручил разобраться с проблемами на “АМКОДОРе”

21 апреля 2025
Читать новость
Власть

Создать условия для людей. Лукашенко обозначил задачи по развитию поселков городского типа

21 апреля 2025
Читать новость
Новости

Тематическую прямую телефонную линию проведет и.о. первого заместителя начальника Могилевской таможни Дерезовский Дмитрий Евгеньевич

21 апреля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко во время рабочей поездки в Витебскую область посетил Оршанский лесхоз

21 апреля 2025
Читать новость
Новости

В Осиповичском районе проходит Неделя детской безопасности

21 апреля 2025
Читать новость
Актуальнае

Жыхарка Асіповіцкага раёна Наталля Малая з павагай ставіцца да матулінай спадчыны

19 апреля 2025
Читать новость