Обращения на контроле

Материалы проведенных проверок и анализ поступающих в прокуратуру района обращений свидетельствует о том, что по-прежнему не изжиты факты формального рассмотрения заявлений граждан, непринятия полных мер по восстановлению нарушенных прав. Это вынуждает заявителей обращаться с жалобами в вышестоящие, а также контролирующие и надзорные органы.
Из числа разрешенных прокуратурой района в 2015 году обращений основное количество составляют заявления и жалобы по вопросам надзора за исполнением законодательства, а также дознания и следствия, — прокуратурой удовлетворено каждое пятое.
Значительное число обращений поступает по вопросам исполнения законодательства о труде, и проведенные проверки свидетельствуют о невыполнение некоторыми нанимателями требований Трудового кодекса в части своевременной выплаты зарплаты, отпускных, а также расчета при увольнении работникам. Например, при проверке в июле жалобы работника СЗАО “Осиповичский вагоностроительный завод” установлено, что средний заработок за время предоставленного трудового отпуска работнику вовремя не выплачен. В связи с нарушением законодательства о труде, в адрес гендиректора предприятия прокурором вынесено предписание о незамедлительной выплате работнику среднего заработка за время трудового отпуска, которое исполнено. Кроме того, руководитель привлечен по ч. 1 ст. 9.19 КоАП к административной ответственности в виде штрафа в сумме 900 тыс. рублей.
Наниматели не всегда учитывают, что несвоевременная выплата по их вине расчета при увольнении, а также невыдача трудовой книжки в день увольнения влекут для нанимателя дополнительные выплаты работнику: статьей 78 ТК установлено, что работник вправе взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день задержки расчета при увольнении, а статьей 79 ТК определено, что при задержке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки. В последующем излишние денежные выплаты, произведенные в этих случаях нанимателем за счет средств предприятий и организаций, подлежат возмещению за счет виновных должностных лиц, в т.ч. руководителя.
Судом Осиповичского района в 2015 году с участием прокурора рассмотрено 86 трудовых споров о взыскании с нанимателей невыплаченных в установленный срок зарплаты и расчета при увольнении на общую сумму 1.757.813 тыс. рублей — удовлетворено 76 исков (на 1.162.236 тыс. рублей).
Также поступило несколько обращений граждан по вопросу невыплаты по месту работы госпособий семьям, воспитывающим детей. Проведенными прокуратурой проверками факты подтвердились, прокурором в адрес руководителей организаций вынесены предписания об устранении нарушений закона и незамедлительной выплате пособий, которые исполнены.
Практика рассмотрения поступивших обращений граждан свидетельствует о том, что не все знают свои права и установленный порядок работы с обращениями.
Так, статьей 4 Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц” предусмотрено, что человек реализует свое право на обращение лично либо через своих представителей — последние осуществляют свои полномочия на основании актов законодательства, либо актов уполномоченных на то госорганов, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством. При обращении в государственные и другие органы от имени других граждан к письменному обращению необходимо прилагать документы, подтверждающие полномочия лица на такое обращение. Если они не приложены, то такое обращение в соответствии с требованиями ст. 15 Закона может быть оставлено без рассмотрения с уведомлением об этом гражданина в 5-дневный срок.
Статьей 10 (п. 2) указанного Закона установлено, что обращения подаются в организации, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях граждан. Письменные обращения, поступившие в органы и организации, к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, подлежат направлению в течение 5 рабочих дней в соответствующие органы и организации для рассмотрения в соответствии с их компетенцией либо в тот же срок оставляются без рассмотрения с уведомлением об этом заявителей и разъяснением порядка рассмотрения вопросов, изложенных в обращении. В связи с этим для более оперативного рассмотрения своих обращений гражданам необходимо обращаться именно в те органы, к компетенции которых относится решение изложенных в обращениях вопросов.
Перечень госорганов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержден Указом Главы государства от 15.10. 2007 г. № 498 “О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан”.
Например, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, строительства необходимо обращаться в местные исполнительные органы; применения законодательства о труде и разрешения индивидуальных трудовых споров — в комиссию по трудовым спорам и суд, поскольку статьей 242 Трудового кодекса установлен 3-месячный срок для обращения работника за разрешением трудового спора, а по вопросам увольнения — месячный. В соответствии со ст. 241 ТК непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям работников о восстановлении на работе, изменении даты и формулировки причины увольнения, оплате за время вынужденного прогула, а также работников — не членов профсоюзов и работников, работающих у нанимателей, у которых комиссии по трудовым спорам не созданы. В случае пропуска названных сроков обращения за разрешением трудового спора в удовлетворении заявления гражданина может быть отказано, в том числе судом.
Не всегда граждане исполняют и свои обязанности при рассмотрении их обращений, закрепленные статьей 8 Закона. Кроме того, с 23 января вступил в силу Закон от 15.07. 2015 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об обращениях граждан и юридических лиц”. Он, в частности, дополнен статьей 8-1 “Права организаций, индивидуальных предпринимателей”, которой им предоставлено право обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (3 и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же ИП от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
Таким образом, в подобных случаях с такого заявителя в судебном порядке можно взыскать все расходы, понесенные организацией на рассмотрение указанных обращений. Под такими расходами законодатель предусмотрел суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения и другие, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения. Порядок расчета расходов, указанных в п. 2 ст. 19 Закона, устанавливается Совмином страны.
Наталья ЕРМАЧКОВА, старший помощник прокурора района.