Неисправности тормозной системы и рулевого управления. Какие технические неисправности выявляют эксперты-автотехники?

То и дело общество сотрясается от новостей о страшных дорожных трагедиях с потерпевшими и погибшими. Особенно в осенне-зимний период, когда дорожные условия для водителей и пешеходов заметно усложняются.
Разобраться во всех обстоятельствах ДТП с потерпевшими помогает правоохранительным органам судебная автотехническая экспертиза. Судебные эксперты сектора автотехнических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз проанализировали, какие неисправности транспортных средств выявляются ими и как они (неисправности) влияют на дорожную безопасность.
Вопросы о техническом состоянии транспортных средств в первую очередь ставятся перед экспертами, если в результате совершения ДТП есть пострадавшие (люди погибли или получили телесные повреждения), а также в случаях, когда водитель сам указывает на неисправность собственного транспортного средства, повлиявшую, по его мнению, на ДТП. Наличие отдельных технических неисправностей, возникших до происшествия, учитывается при проведении экспертных исследований обстоятельств ДТП расчетными методами.
За неполный 2022 год экспертами сектора автотехнических экспертиз управления исследовано порядка 210 единиц транспортных средств (это автобусы, тракторы, прицепы, погрузчики, мотоциклы и велосипеды), в том числе 183 легковых автомобиля. В 26% случаев, т.е. в каждом четвертом транспортном средстве, экспертами обнаружены неисправности рабочей тормозной системы, ходовой части, рулевого управления, внешних световых приборов (фар), которые образовались до момента совершения ДТП.
В большинстве случаев судебными экспертами выявляются неисправности элементов ходовой части (предельный износ рисунка протектора шин, установка шин с различным рисунком протектора на колесах одной оси, растрескивание от старения резины) и рабочей тормозной системы (отсутствие затормаживания колеса (колес) по причинам «заглушивания» тормозных магистралей, отсутствия тормозных механизмов, коррозирования элементов тормозной системы колесных тормозных механизмов).
Насколько критичны выявленные неисправности? В отдельных случаях неисправности основных систем транспортных средств, действительно могут привести к возникновению ДТП.
Например, снижение эффективности торможения по причинам износа тормозных дисков и колодок, отсутствия затормаживания одного или нескольких колес приводит к увеличению тормозного пути транспортного средства и его несвоевременной остановке; неисправности антиблокировочной системы тормозов, некорректная работа усилителя рулевого управления – к ухудшению или невозможности маневрирования; недостаточная освещенность дороги вследствие некорректной работы фар – к ухудшению восприятия складывающейся обстановки и невозможности принятия водителем своевременных мер для предотвращения ДТП.
Установив факт возникновения технической неисправности до совершения ДТП, эксперт решает вопрос о причинной связи данной неисправности с событием ДТП.
Так, например, установив наличие неисправности рабочей тормозной системы, образовавшейся до происшествия, решаются вопросы: имел ли водитель техническую возможность остановить транспортное средство как при исправной, так и при неисправной тормозной системе? Далее эксперт приходит к выводу о наличии либо отсутствии причинной связи технической неисправности тормозной системы с событием ДТП.
Приведу пример. В 2022 г. в Могилеве автомобиль «Фольксваген» совершил наезд на пешехода. При исследовании технического состояния автомобиля выявлена неисправность рабочей тормозной системы, которая заключалась в отсутствии затормаживания переднего правого колеса по причине заглушивания тормозной магистрали, ведущей к колесному тормозному механизму. Согласно проведенному расчету экспертами установлено, что указанная неисправность рабочей тормозной системы автомобиля находится в причинно-следственной связи с наездом на пешехода.
Предельный износ рисунка протектора в совокупности с низким коэффициентом сцепления на дорогах с мокрым, заснеженным, обледеневшим покрытием уменьшает эффективность торможения транспортного средства, снижает его устойчивость на закруглениях дорог. Эксплуатация транспортных средств с расслоением протектора шин, наличием порезов, разрывов, обнажающих корд, снижает их прочность и в результате приводит к внезапному «выстрелу колеса», потере заданного направления движения. Установка шин разной конструкции на одной оси также ухудшает управляемость автомобилем.
В марте 2021 года на автодороге Могилев-Чаусы водитель «Альфа Ромео» не справился с управлением, авто выехало на правую обочину, а затем в кювет, где опрокинулось. При исследовании технического состояния автомобиля судебными экспертами выявлены неисправности ходовой части: износ рисунка протектора шин переднего левого колеса (появление индикаторов износа) и установка шин с различным рисунком протектора на колесах задней оси. Согласно заключению эксперта, данные неисправности ходовой части автомобиля могли оказывать влияние на величину сцепления шин с дорогой и, в сочетании с действиями водителя по управлению транспортным средством и иными условиями, могли явиться фактором, снижающим устойчивость транспортного средства и его управляемость, особенно при движении по мокрому покрытию.
Как показывает экспертная практика (исходя из данных по исследованным экспертами транспортным средствам), большинство автовладельцев ответственно подходят к исправности своих транспортных средств. Вместе с тем достаточно и противоположных примеров, когда одной из причин ДТП с тяжкими последствиями явилось недобросовестное отношение к «здоровью» своего «железного» друга.
Поэтому судебные эксперты рекомендуют водителям не полагаться на волю случая («Может, пронесет», «Со мной такого не случится» и т.п.) и ответственно следить за техническим состоянием своих авто, бережно относиться к своему собственному здоровью, здоровью своих пассажиров и окружающих людей.
Владимир Гридин,
начальник сектора автотехнических экспертиз
управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области.