В январе т.г. произошли существенные изменения в претензионном порядке урегулирования хозяйственных споров: если иное не установлено законодательством или договором, обращение с исковым заявлением в хозсуд стало невозможным без предварительного предъявления претензии другой стороне (будущему ответчику). При этом результаты направления претензии (итог ее рассмотрения) в значительной степени влияют на размеры и порядок уплаты госпошлины при последующем обращении заявителя претензии в суд.
Претензия — это письменное предложение о добровольном урегулировании спора, содержащее указание на необходимость погашения задолженности, уплаты неустойки, штрафа, процентов либо совершения иного действия без обращения в хозяйственный суд.
В спорах между гражданами (а также гражданами и юридическими лицами), рассматриваемых общими судами, соблюдение претензионного порядка законодательством в большинстве случаев не требуется. Однако, как практик, настоятельно советую использовать претензионный порядок и перед обращением с исками в общий суд, поскольку в этом случае можно получить определенные и ощутимые преимущества: сторона, которая использовала все способы договориться в досудебном порядке и предоставила в пользу этого доказательства, как минимум может рассчитывать на благосклонность суда.
Ранее в хозяйственном судопроизводстве требовалось направлять претензию только в случаях, прямо предусмотренных законодательством или договором. Сейчас наоборот: такой порядок необязателен, если об этом прямо сказано в законе, либо стороны сами договорились (отдельным пунктом в договоре), что при возникновении разногласий направление претензии не является обязательным.
Понятие досудебного порядка урегулирования спора включает в себя, помимо претензионного порядка, также: а) проведение переговоров; б) любые иные формы досудебного урегулирования, например, с привлечением к участию в переговорах медиатора (профессионального переговорщика-юриста).
Не ошибусь, что наши хозяйственники, избегая мудреных схем, выберут как обычно претензионный порядок. Поэтому остановимся на деталях, о которых нужно знать четко.
Сразу запомним: требования законодателя к содержанию претензии мало чем отличаются от требований к содержанию иска, поэтому содержание претензии полезно изложить в форме искового заявления (с указанием оснований, доказательств, суммы претензии и ее расчета, перечня прилагаемых к ней документов). То есть: вместо заголовка “Исковое заявление” достаточно указать “Претензия”. Опытные хозяйственники и ранее прибегали к такому способу, когда к лаконичной претензии прилагали проект искового заявления с подробной расшифровкой перспектив для должника. И это действовало на нерадивых отрезвляюще.
Обязательный реквизит: дата предъявления претензии и перечень прилагаемых документов в обоснование требований заявителя.
Степень несоблюдения формы и содержания претензии будет оцениваться хозсудом в каждом конкретном случае. Отрицательным последствием этого будет оставление искового заявления без рассмотрения, и тогда истцу нужно будет начинать все сначала, теряя драгоценное время.
Вот типичная ситуация. Кредитор, направляя претензию, указывает, что все документы, подтверждающие его требования (оригиналы договоров, актов, накладные), имеются у другой стороны. А ответчик, уклонившись от ответа на претензию или ее удовлетворения, указывает суду, что к претензии кредитора были приложены не все требуемые законодательством документы (при том, что у ответчика имеются оригиналы этих документов). Уверен, что в этом случае суд согласится с истцом и признает ответчика виновным в нарушении досудебного порядка урегулирования спора. Последствия: независимо от исхода спора хозсуд вправе взыскать с ответчика судебные расходы (госпошлину, расходы на оплату услуг юриста-лицензиата), как и в случае оставления претензии без ответа в установленный срок.
Что касается сроков ответа на претензию, то установление какого-либо срока в тексте самой претензии уже невозможно. Сейчас, как правило, заявитель претензии должен будет ждать получения ответа в течение месяца. Если стороны нетерпеливы, можно установить в договоре (а не в тексте претензии) сокращенный срок ответа. Соответствующее условие договора может выглядеть так: “Сторона, которой направлена претензия, должна письменно уведомить заявителя претензии о результатах ее рассмотрения в 15-дневный (или в 7-дневный) срок со дня получения претензии. Неполучение ответа в указанный срок не препятствует обращению заявителя претензии в хозяйственный суд”.
Будем помнить, что претензию лучше направлять должнику заказной корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении либо вручать должнику под роспись. Иначе могут возникнуть проблемы с доказыванием самого факта направления претензии другой стороне, что является условием соблюдения претензионного порядка.
Но есть и другой — нехитрый — способ избежать хлопот с направлением претензий. Для этого в раздел договора “Порядок разрешения споров” достаточно включить такое условие: “В случае возникновения разногласий и намерения одной из сторон обратиться с иском в суд предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора) другой стороне не является обязательным”.
Таким образом грамотный подход к претензионному порядку позволяет оптимизировать свои затраты (денежные и временные) по ведению дела.
Филиал “Осиповичский завод железобетонных конструкций” ОАО “Дорстроймонтажтрест” отмечен Дипломом I степени XXII республиканского конкурса “Лидеры в строительстве Беларуси-2025”
5 июля 2025
Общество
Коллектив РУП “Могилёвоблгаз” завоевал Гран-при IX молодежного фестиваля “Мы едины — мы молодежь”.
5 июля 2025
Общество
“Аўталаўка — гэта свята!” — так лічаць жыхары малых населеных пунктаў Асіповіцкага раёна
4 июля 2025
Общество
Международный молодежный патриотический проект “Дорогами Памяти и Славы” в Осиповичах