В помощь хозяйственнику ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА №35

В январе т.г. произошли существенные изменения в
претензионном порядке урегулирования хозяйственных споров: если иное не
установлено законодательством или договором, обращение с исковым заявлением в
хозсуд стало невозможным без предварительного предъявления претензии другой
стороне (будущему ответчику). При этом результаты направления претензии (итог
ее рассмотрения) в значительной степени влияют на размеры и порядок уплаты
госпошлины при последующем обращении заявителя претензии в суд.

Претензия — это письменное предложение о
добровольном урегулировании спора, содержащее указание на необходимость
погашения задолженности, уплаты неустойки, штрафа, процентов либо совершения
иного действия без обращения в хозяйственный суд.

В спорах между гражданами (а также гражданами и
юридическими лицами), рассматриваемых общими судами, соблюдение претензионного
порядка законодательством в большинстве случаев не требуется. Однако, как
практик, настоятельно советую использовать претензионный порядок и перед
обращением с исками в общий суд, поскольку в этом случае можно получить
определенные и ощутимые преимущества: сторона, которая использовала все способы
договориться в досудебном порядке и предоставила в пользу этого доказательства,
как минимум может рассчитывать на благосклонность суда.

Ранее в хозяйственном судопроизводстве
требовалось направлять претензию только в случаях, прямо предусмотренных
законодательством или договором. Сейчас наоборот: такой порядок необязателен,
если об этом прямо сказано в законе, либо стороны сами договорились (отдельным
пунктом в договоре), что при возникновении разногласий направление претензии не
является обязательным.

Понятие досудебного порядка урегулирования спора
включает в себя, помимо претензионного порядка, также: а) проведение
переговоров; б) любые иные формы досудебного урегулирования, например, с
привлечением к участию в переговорах медиатора (профессионального
переговорщика-юриста).

Не ошибусь, что наши хозяйственники, избегая
мудреных схем, выберут как обычно претензионный порядок. Поэтому остановимся на
деталях, о которых нужно знать четко.

Сразу запомним: требования законодателя к
содержанию претензии мало чем отличаются от требований к содержанию иска,
поэтому содержание претензии полезно изложить в форме искового заявления (с
указанием оснований, доказательств, суммы претензии и ее расчета, перечня
прилагаемых к ней документов). То есть: вместо заголовка «Исковое
заявление» достаточно указать «Претензия». Опытные
хозяйственники и ранее прибегали к такому способу, когда к лаконичной претензии
прилагали проект искового заявления с подробной расшифровкой перспектив для
должника. И это действовало на нерадивых отрезвляюще.

Обязательный реквизит: дата предъявления
претензии и перечень прилагаемых документов в обоснование требований заявителя.

Степень несоблюдения формы и содержания
претензии будет оцениваться хозсудом в каждом конкретном случае. Отрицательным
последствием этого будет оставление искового заявления без рассмотрения, и
тогда истцу нужно будет начинать все сначала, теряя драгоценное время.

Вот типичная ситуация. Кредитор, направляя
претензию, указывает, что все документы, подтверждающие его требования
(оригиналы договоров, актов, накладные), имеются у другой стороны. А ответчик,
уклонившись от ответа на претензию или ее удовлетворения, указывает суду, что к
претензии кредитора были приложены не все требуемые законодательством документы
(при том, что у ответчика имеются оригиналы этих документов). Уверен, что в
этом случае суд согласится с истцом и признает ответчика виновным в нарушении
досудебного порядка урегулирования спора. Последствия: независимо от исхода
спора хозсуд вправе взыскать с ответчика судебные расходы (госпошлину, расходы
на оплату услуг юриста-лицензиата), как и в случае оставления претензии без
ответа в установленный срок.

Что касается сроков ответа на претензию, то
установление какого-либо срока в тексте самой претензии уже невозможно. Сейчас,
как правило, заявитель претензии должен будет ждать получения ответа в течение
месяца. Если стороны нетерпеливы, можно установить в договоре (а не в тексте
претензии) сокращенный срок ответа. Соответствующее условие договора может
выглядеть так: «Сторона, которой направлена претензия, должна письменно
уведомить заявителя претензии о результатах ее рассмотрения в 15-дневный (или в
7-дневный) срок со дня получения претензии. Неполучение ответа в указанный срок
не препятствует обращению заявителя претензии в хозяйственный суд».

Будем помнить, что претензию лучше направлять
должнику заказной корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении либо
вручать должнику под роспись. Иначе могут возникнуть проблемы с доказыванием
самого факта направления претензии другой стороне, что является условием
соблюдения претензионного порядка.

Но есть и другой — нехитрый — способ избежать
хлопот с направлением претензий. Для этого в раздел договора «Порядок
разрешения споров» достаточно включить такое условие: «В случае
возникновения разногласий и намерения одной из сторон обратиться с иском в суд
предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании
спора) другой стороне не является обязательным».

Таким образом грамотный подход к претензионному
порядку позволяет оптимизировать свои затраты (денежные и временные) по ведению
дела.

Юрий ЦЕПКОВ,

юрист.

Последние новости

Культура

Интересные факты про районный центр народных ремесел и декоративно- прикладного искусства в Осиповичах

12 октября 2025
Читать новость
Культура

Как организована работа Осиповичского районного центра культуры и досуга?

12 октября 2025
Читать новость
Общество

Уважаемые работники культуры, ветераны отрасли, примите поздравления с Днем работников культуры!

12 октября 2025
Читать новость
Общество

112 добрых спраў

11 октября 2025
Читать новость
Общество

Служить, как отец: история Павла Зиновенко из Осиповичского РОЧС

11 октября 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 11 октября

11 октября 2025
Читать новость

Рекомендуем