26 января начальник Госавтоинспекции Дмитрий Юрковец провел “прямую телефонную линию”, в ходе которой дал разъяснения по ряду вопросов, имеющих значимость для всех участников дорожного движения.
— На “не главных” улицах города после сильных снегопадов тротуары расчищаются медленно, поэтому пешеходы вынуждены ходить по проезжей части в опасной близости от движущихся машин. Контролирует ли ГАИ дорожные и коммунальные службы, отвечающие за расчистку снега на тротуарах?
— Расчистка тротуаров во время обильных снегопадов — одна из сложных сезонных проблем. Конечно, есть места, где подобное проводить по ряду причин невозможно, но в целом сегодня ДУКПП “Райсервис” имеет столько специализированных снегоуборочных машин, что может достаточно оперативно приводить наиболее востребованные пешеходные дорожки в надлежащий вид.
Этой зимой коммунальники с данной задачей справляются лучше, о чем говорит и заметное сокращение жалоб по сравнению с прошлым годом, и результаты ежедневного осмотра тротуаров инспекторами ГАИ. Тем не менее, только за январь Госавтоинспекция выдала 4 акта-предписания в отношении должностных лиц, которые допустили халатность в организации расчистки пешеходных дорожек.
Пользуясь случаем, хотел бы напомнить пешеходам и водителям, что заснеженная дорога представляет собой зону повышенной опасности, поэтому на ней необходимо проявлять крайнюю осторожность и не создавать дополнительных сложностей другим участникам движения. Двигаться ведь трудно всем…
— Факт, что сейчас состояние большинства “спящих полицейских” на улицах города заметно ухудшилось, некоторые имеют явные признаки разрушения. Планируется ли проведение их ремонта?
— Ремонт искусственных неровностей запланирован на май-июнь. При его проведении обязательно будут учтены жалобы водителей на неправильный уклон их поверхности, и более жесткие требования к соблюдению стандартов позволит намного уменьшить ударную нагрузку на подвеску машин, возникающую при преодолении этих пассивных ограничителей скорости.
Что же касается количества “лежачих полицейских”, то оно будет увеличиваться и далее. Одной из первых в этом году искусственная неровность будет установлена на улице Дмитриева около пересечения с Юбилейной. Это — завершающий этап в обеспечении одного из наиболее загруженных перекрестков города элементами, которые сокращают риск ДТП. В прошлом году здесь уже были созданы перильные ограждения и дополнительная полоса для поворота направо.
— С 1 февраля вступает в силу новая редакция Закона “О дорожном движении”, в которой предусматривается получение прав вождения водителями скутеров. Каким образом можно будет получить такие права?
— Для водителей скутеров и мопедов предусмотрено получение водительского удостоверения категории А/М. Получить их можно в Бобруйском МРЭО после сдачи теоретического экзамена на знание правил дорожного движения, но обучаться в автошколе владельцам этих видов транспортных средств не нужно — к экзамену можно готовиться самостоятельно.
К слову, всем, кто имеет водительское удостоверение любой категории, разрешено управлять и скутерами. Естественно, имея права при себе и следя за тем, чтобы они не были просрочены.
Кстати, новая редакция Закона “О дорожном движении” предусматривает замену водительских удостоверений старого образца. Но особенно волноваться по этому поводу не стоит: “старыми” правами можно пользоваться до окончания срока их действия.
— В СМИ неоднократно упоминалось о программе “Взаимопонимание”, которую с начала 2011 года выполняет Белгосавтоинспекция. Можно ли говорить о первых итогах ее реализации?
— Для начала вспомним, что благодаря предыдущей программе “Минус 100” на дорогах страны по сравнению с 2006 годом удалось уменьшить количество смертельных случаев на 572. Однако дорожный травматизм все еще существует, как существует и его первопричина — ДТП.
В широком смысле каждое транспортное происшествие представляет собой конфликт участников дорожного движения, вызванный их агрессивностью или непониманием. Программа “Взаимопонимание” как раз и направлена на изменение сознания водителей и пешеходов, воспитание в них взаимного уважения, культуры поведения, нетерпимости к агрессивному поведению и нарушениям правил дорожного движения. Очень важно привлечь к участию в ней пешеходов, которые в целом представляют собой наименее обучаемую и наиболее незащищенную категорию участников дорожного движения. Особое внимание будет уделяться юным пешеходам. В частности, на детском сайте Национального центра правовой информации (www.mir.pravo.by) для них размещена интерактивная игра “Внимательный участник дорожного движения”.
На первом этапе ГАИ ведет разъяснительную работу, цель которой — сформировать в обществе осознание ценности бесконфликтного движения по дорогам. Пока об осязаемых результатах говорить рано, но ведь месяц в таком сложном и важном деле — очень малый срок.