Правила войны с автохламом №96
До вступления в силу Указа Президента страны “О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных
средств и их последующей утилизации” остается еще около двух месяцев, и
Осиповичское ГАИ уже создает базу данных о технике, от которой с 1 января 2012
года начнется очистка неохраняемых стоянок и дворов многоэтажных домов. Полных
сведений пока нет, но прочно стоящие на приколе автомобили попадают в поле
зрения автоинспекторов довольно часто.
Что ждет “убитую” технику и ее владельцев после начала
массовой очистки населенных пунктов от брошенных машин? Беседа на эту
злободневную тему состоялась со старшим инспектором ОГАИ Владимиром
Богдановичем:
— Для начала стоит напомнить, что необходимость
законодательного урегулирования утилизации транспортных средств, эксплуатация
которых более невозможна, возникает в каждой стране после достижения
определенного уровня автомобилизации. И Беларусь, которая за последнее
десятилетие вошла в “клуб” наиболее автомобилизированных стран Европы, не
исключение.
Критерии, по которым транспортное средство можно отнести
к категории “неэксплуатируемые”, достаточно прозаичные: отсутствие
предусмотренных конструкцией элементов (остекления салона, колес, кузовных
деталей), деформации или внешние повреждения, при которых эксплуатация
запрещена. В эту категорию также попадает техника, которая не используется по
назначению более полугода со дня окончания срока техосмотра и не поддерживается
в надлежащем состоянии. К примеру, стоит на спущенных шинах, засыпанная
опавшими листьями и т.д.
— Ну а какие действия последуют при обнаружении
заброшенного автомобиля?
— Правовой механизм предусматривает несколько этапов
воздействия на нерадивого собственника. Для начала в его адрес направляется
письменное уведомление о необходимости в течение 30 дней отремонтировать
машину, переместить ее на охраняемую стоянку или сдать в утиль. Если владелец проигнорирует
это, заброшенный автомобиль принудительно эвакуируется на штрафную стоянку.
Кстати, туда же будут направляться и машины, владельцев которых установить не
удалось.
Эвакуация будет проводиться под контролем представителей
райисполкома и в присутствии как минимум 2 незаинтересованных свидетелей. Место
стоянки, а также условия возврата транспортной единицы, сообщаются владельцу —
в течение 3 месяцев он имеет право потребовать возвращения своей собственности.
Правда, получить ее он сможет, только компенсировав затраты на эвакуацию и
хранение своей машины.
— А если владелец не пожелает забрать ненужную ему
машину?
— Тогда по истечении 3 месяцев с момента вручения акта
осмотра транспортного средства или перемещения его на штрафную стоянку, если
собственник не установлен, будет считаться, что владелец отказался от права
собственности на автомобиль. Но издержки на эвакуацию и хранение техники ему
все же придется возместить. Если не добровольно, то через суд.
Еще через 30 дней — также в судебном порядке — брошенная
машина официально признается бесхозной и передается в коммунальную
собственность. Потом следует стандартная процедура снятия с учета в ГАИ,
списание и сдача в металлолом.
Записал Дмитрий САВРИЦКИЙ.