На защите социальных прав граждан

В соответствии с п. 10 Директивы Главы
государства от 27.12.2006 № 2 “О мерах по дальнейшей дебюрократизации
государственного аппарата” органам прокуратуры предложено усилить надзор
за соблюдением законодательства при принятии должностными лицами решений, затрагивающих
права и законные интересы граждан, и одно из основных направлений нашей
деятельности — защита социальных прав граждан и принятие неукоснительных мер по
восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, выявлению фактов
бюрократизма и волокиты, нарушений порядка рассмотрения обращений граждан и
привлечению нарушителей к ответственности.

В первом полугодии в прокуратуру района
поступило 119 письменных обращений граждан против 307 в январе-июне 2009 г. — в 2,6 раза меньше.
Рассмотрено работниками по существу с принятием решений 95, из них
удовлетворено и признано обоснованными 17, т.е. каждое пятое.

В ходе рассмотрения обращений граждан
прокуратурой приняты меры по восстановлению нарушенных прав граждан. Так, по
выявленным нарушениям законодательства в адрес руководителей органов
управления, учреждений, предприятий и организаций, допустивших нарушения и
правомочных принять меры по их устранению, внесено 1 представление и 3
протеста, вынесено 11 постановлений об отмене принятых РОВД решений об отказе в
возбуждении уголовного дела, по одному постановлению — о прекращении проверки
по делу частного обвинения, об отмене постановления о приостановлении
расследования по уголовному делу и об отмене постановления о прекращении
уголовного дела. По требованию прокурора к дисциплинарной ответственности
привлечено 4 виновных работника.

Основное количество поступивших обращений —
заявления и жалобы по вопросам нарушений законодательств о труде и жилищного, о
привлечении граждан к административной ответственности.

Проведенные прокуратурой в текущем году
проверки, в т.ч. по обращениям, свидетельствуют о неодно-кратных фактах
нарушения нанимателями, независимо от форм собственности, трудовых прав
граждан. Например, нанимателями не всег-да выполняются требования Трудового
кодекса страны в части своевременной выплаты зарплаты, отпускных, а также
расчета при увольнении работникам. Такие факты имели место в СЗАО
“Осиповичский вагоностроительный завод”, ОАО “Осиповичский
консервный завод”, ОАО “Осиповичиагро-промтехснаб”, КФХ
“Лесное”, ООО “Дорстэм”, ООО “Технодомострой” и
других, чем нарушаются трудовые права работников.

При этом наниматели не всегда учитывают, что
несвоевременная выплата по их вине расчета при увольнении, а также невыдача
трудовой книжки в день увольнения влекут для нанимателя дополнительные выплаты
работнику, так как ст. 78 ТК установлено, что работник вправе взыскать с
нанимателя средний заработок за каждый день задержки расчета при увольнении, а
ст. 79 ТК определено, что при задерж-ке выдачи трудовой книжки по вине
нанимателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного
прогула, и дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки.
Впоследствии излишние денежные выплаты, произведенные в этих случаях
нанимателем за счет средств предприятий и организаций, подлежат возмещению за
счет виновных должностных лиц.

Еще раз напоминаю должностным лицам субъектов
хозяйствования: любое нарушение социальных, в т.ч. трудовых прав граждан влечет
за собой ответственность, установленную законом за их нарушение: к примеру, по
требованию прокурора в этом году 3 должностных лица привлечены судом к административной
ответственности в виде штрафа.

Практика рассмотрения поступивших обращений
граждан свидетельствует о том, что не все граждане знают свои права и
установленный порядок работы с обращениями граждан.

Так, ст. 8 Закона “Об обращениях
граждан” установлены сроки направления обращений и определено, что жалобы
могут быть направлены гражданами в госорганы, иные организации (долж-ностным
лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных
интересов граждан или со дня, когда им стало из- вестно об их нарушении. В
связи с чем должностные лица государственных органов, иных организаций вправе
отказать гражданину в рассмотрении его жалобы в случае пропуска им названного
срока. Если указанный 3-годичный срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая
болезнь, инвалидность, длительная командировка и т.д.), наличие которых
подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином,
данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя организации или
органа, и жалобы рассматриваются в установленном порядке.

Ст. 9 Закона установлено, что обращения граждан
подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами госорганов, иных
организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в
обращении. Письменные обращения, поступившие в органы и организации, к
компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях,
подлежат направлению в 5-дневный срок в соответствующие органы и организации
для рассмотрения по подведомственности.

В связи с этим для более оперативного
рассмотрения своих обращений гражданам необходимо обращаться именно в те
органы, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в
обращениях. В част-ности, необходимо иметь в виду, что перечень госорганов,
иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в
отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержден Указом Президента
Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 “О дополнительных мерах по работе с
обращениями граждан”.

При этом по вопросам применения законодательства
о труде и разрешения индивидуальных трудовых споров гражданам необходимо
обращаться в комиссию по трудовым спорам и суд, поскольку ст. 242 ТК установлен
3-месячный срок для обращения работника за разрешением трудового спора. А в
соответствии со ст. 241 ТК непосредственно в суде рассматриваются трудовые
споры по заявлениям работников о восстановлении на работе, об изменении даты и
формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула, а
также работников — не членов профсоюзов и работников, работающих у нанимателей,
у которых комиссии по трудовым спорам не созданы.

Ст. 14 Закона закреплены права граждан при
рассмотрении их обращений. Так, при рассмотрении обращений граждане имеют
право: знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением обращений, в той
мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит
требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных
секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны; отказаться от
направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений госорганами,
иными организациями (должностными лицами), направив соответствующее письменное
в гос-органы, иные организации (должностным лицам); обжаловать решения,
принятые по их обращениям, в вышестоящие государственные органы, иные
организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.

Наталья ЕРМАЧКОВА,

старший помощник прокурора района.

 

Последние новости

Общество

Несун”-2025. Чем закончилось уголовное дело в отношении работника одного из предприятий Осиповичей, который в начале июня 2025 года похитил 80 кг грунт-эмали

17 августа 2025
Читать новость
Общество

У праса пачэсная праца. У краязнаўчым музеі Ясенскай СШ сабрана ўсё тое, што калісьці радавала гаспадынь сваёй навізной, а сёння стала самым сапраўдным рарытэтам

17 августа 2025
Читать новость
Общество

О поезде Осиповичи-Гродзянка последнее время говорится много. Останется ли у жителей Гродзянки персональный поезд?

17 августа 2025
Читать новость
Общество

Секреты успеха Осиповичского завода транспортного машиностроения: современное оборудование и квалифицированные кадры

17 августа 2025
Читать новость
Культура

Эстраднай фолк-групе “Вяззеўскі кірмаш” яшчэ толькі каля двух гадоў, але яе песні гучалі ўжо не толькі ў Вяззі — іх чулі далёка за межамі аграгарадка

17 августа 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 16 августа для всех знаков зодиака

16 августа 2025
Читать новость

Рекомендуем