В соответствии с п. 10 Директивы Главы государства от 27.12.2006 № 2 “О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата” органам прокуратуры предложено усилить надзор за соблюдением законодательства при принятии должностными лицами решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, и одно из основных направлений нашей деятельности — защита социальных прав граждан и принятие неукоснительных мер по восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, выявлению фактов бюрократизма и волокиты, нарушений порядка рассмотрения обращений граждан и привлечению нарушителей к ответственности.
В первом полугодии в прокуратуру района поступило 119 письменных обращений граждан против 307 в январе-июне 2009 г. — в 2,6 раза меньше. Рассмотрено работниками по существу с принятием решений 95, из них удовлетворено и признано обоснованными 17, т.е. каждое пятое.
В ходе рассмотрения обращений граждан прокуратурой приняты меры по восстановлению нарушенных прав граждан. Так, по выявленным нарушениям законодательства в адрес руководителей органов управления, учреждений, предприятий и организаций, допустивших нарушения и правомочных принять меры по их устранению, внесено 1 представление и 3 протеста, вынесено 11 постановлений об отмене принятых РОВД решений об отказе в возбуждении уголовного дела, по одному постановлению — о прекращении проверки по делу частного обвинения, об отмене постановления о приостановлении расследования по уголовному делу и об отмене постановления о прекращении уголовного дела. По требованию прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 4 виновных работника.
Основное количество поступивших обращений — заявления и жалобы по вопросам нарушений законодательств о труде и жилищного, о привлечении граждан к административной ответственности.
Проведенные прокуратурой в текущем году проверки, в т.ч. по обращениям, свидетельствуют о неодно-кратных фактах нарушения нанимателями, независимо от форм собственности, трудовых прав граждан. Например, нанимателями не всег-да выполняются требования Трудового кодекса страны в части своевременной выплаты зарплаты, отпускных, а также расчета при увольнении работникам. Такие факты имели место в СЗАО “Осиповичский вагоностроительный завод”, ОАО “Осиповичский консервный завод”, ОАО “Осиповичиагро-промтехснаб”, КФХ “Лесное”, ООО “Дорстэм”, ООО “Технодомострой” и других, чем нарушаются трудовые права работников.
При этом наниматели не всегда учитывают, что несвоевременная выплата по их вине расчета при увольнении, а также невыдача трудовой книжки в день увольнения влекут для нанимателя дополнительные выплаты работнику, так как ст. 78 ТК установлено, что работник вправе взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день задержки расчета при увольнении, а ст. 79 ТК определено, что при задерж-ке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки. Впоследствии излишние денежные выплаты, произведенные в этих случаях нанимателем за счет средств предприятий и организаций, подлежат возмещению за счет виновных должностных лиц.
Еще раз напоминаю должностным лицам субъектов хозяйствования: любое нарушение социальных, в т.ч. трудовых прав граждан влечет за собой ответственность, установленную законом за их нарушение: к примеру, по требованию прокурора в этом году 3 должностных лица привлечены судом к административной ответственности в виде штрафа.
Практика рассмотрения поступивших обращений граждан свидетельствует о том, что не все граждане знают свои права и установленный порядок работы с обращениями граждан.
Так, ст. 8 Закона “Об обращениях граждан” установлены сроки направления обращений и определено, что жалобы могут быть направлены гражданами в госорганы, иные организации (долж-ностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало из- вестно об их нарушении. В связи с чем должностные лица государственных органов, иных организаций вправе отказать гражданину в рассмотрении его жалобы в случае пропуска им названного срока. Если указанный 3-годичный срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и т.д.), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя организации или органа, и жалобы рассматриваются в установленном порядке.
Ст. 9 Закона установлено, что обращения граждан подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами госорганов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении. Письменные обращения, поступившие в органы и организации, к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, подлежат направлению в 5-дневный срок в соответствующие органы и организации для рассмотрения по подведомственности.
В связи с этим для более оперативного рассмотрения своих обращений гражданам необходимо обращаться именно в те органы, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях. В част-ности, необходимо иметь в виду, что перечень госорганов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 “О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан”.
При этом по вопросам применения законодательства о труде и разрешения индивидуальных трудовых споров гражданам необходимо обращаться в комиссию по трудовым спорам и суд, поскольку ст. 242 ТК установлен 3-месячный срок для обращения работника за разрешением трудового спора. А в соответствии со ст. 241 ТК непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям работников о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула, а также работников — не членов профсоюзов и работников, работающих у нанимателей, у которых комиссии по трудовым спорам не созданы.
Ст. 14 Закона закреплены права граждан при рассмотрении их обращений. Так, при рассмотрении обращений граждане имеют право: знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны; отказаться от направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений госорганами, иными организациями (должностными лицами), направив соответствующее письменное в гос-органы, иные организации (должностным лицам); обжаловать решения, принятые по их обращениям, в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.
Несун”-2025. Чем закончилось уголовное дело в отношении работника одного из предприятий Осиповичей, который в начале июня 2025 года похитил 80 кг грунт-эмали
17 августа 2025
Общество
У праса пачэсная праца. У краязнаўчым музеі Ясенскай СШ сабрана ўсё тое, што калісьці радавала гаспадынь сваёй навізной, а сёння стала самым сапраўдным рарытэтам
17 августа 2025
Общество
О поезде Осиповичи-Гродзянка последнее время говорится много. Останется ли у жителей Гродзянки персональный поезд?
17 августа 2025
Общество
Секреты успеха Осиповичского завода транспортного машиностроения: современное оборудование и квалифицированные кадры
17 августа 2025
Культура
Эстраднай фолк-групе “Вяззеўскі кірмаш” яшчэ толькі каля двух гадоў, але яе песні гучалі ўжо не толькі ў Вяззі — іх чулі далёка за межамі аграгарадка