С 12 апреля т.г. в Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 г. № 165-З “О борьбе с коррупцией” внесены изменения и дополнения. Подвергнут, к примеру, существенным корректировкам термин “государственные должностные лица”. В частности, норма п. 1 ст. 1 Закона, уточняющая перечень лиц, относящихся к таким и приравненным к ним лицам, предусматривает исключение из указанного перечня лиц госоргана либо иной госорганизации, не относящихся к госслужащим и осуществляющих деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.
К государственным должностным лицам дополнительно отнесены сотрудники Следственного комитета РБ, имеющие специальные звания; лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах страны, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета госконтроля РБ и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам; лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50%.
Соответственно с новым содержанием указанного термина изменена и редакция статьи 17 Закона “О борьбе с коррупцией”, которая устанавливает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц.
Уточнен перечень лиц, обязанных по закону представлять декларации о доходах и имуществе.
Закон № 332-З от 22.12.2011 г. ввел новый термин “Конфликт интересов”. Это — ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение таким лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе). Такой конфликт интересов возникнет, например, если сотруднику правоохранительного органа необходимо рассмотреть дело об административном правонарушении, которое совершено юрлицом, учредителем которого является его свойственник.
Закон “О борьбе с коррупцией” дополнен новой статьей 18-1, которая позволяет урегулировать конфликт интересов. Так, государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письмен- ной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать его совершить соответствующие действия по службе (работе). О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя госоргана, иной организации.
Система мер борьбы с коррупцией дополнена требованиями о проведении антикоррупционного образования и воспитания и об обеспечении гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц.
Определены также дополнительные гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции.
Указанные меры направлены на совершенствование правовых механизмов предупреждения и пресечения коррупции, создание надлежащих условий для независимости служебной деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, укрепление доверия населения к государству и его органам.