Осиповичский краевед Леонид Безручко – об уничтожении евреев на ст. Уборок во время Великой Отечественной войны

Осиповичский краевед Леонид Безручко – об уничтожении евреев на ст. Уборок во время Великой Отечественной войны

К Международному дню памяти жертв Холокоста

Трагедия на станции Уборок

Этот день установлен Генеральной Ассамблеей ООН 13 лет назад и приурочен к важному для мировой истории событию: 27 января 1945 года советскими войсками были освобождены заключенные самого большого концлагера Аушвиц-Биркенау (Освенцим), в котором уничтожено от 1,5 до 4 млн человек, из них более 1 млн евреев. Всего в годы Второй мировой войны нацисты истребили более 6 млн человек. В нашей стране, по оценкам историков, погибло более 800 тыс. евреев. На Осиповщине за годы войны захватчики уничтожили около 5 тысяч мирных жителей. Значительную часть составляли евреи. По данным книги Г.Р.Винницы “Холокост на оккупированной территории в Восточной Беларуси в 1941-1944 годах” (Мн.: 2011. С. 309), в Осиповичах погибло 440 евреев. По книге “Война известная… и неизвестная: сборник статей, исследовательских работ школьников и воспоминаний” (сост.: Н.Л.Цыганок — Мн.: БГАТУ, 2012), в рабочем поселке Гродзянка погибло 149 евреев (по другим данным — 136), местечке Дараганово — 162, детском санатории “Крынка” — 82 еврейских ребенка, Елизово — 264 (по другим данным — 163), Лапичах — 216, деревне Липень — 207 (по другим данным — 216, ), Свислочи — около 1000. Количество погибших евреев, согласно книге “Памяць. Асіповіцкі раён” (Мн.: БелТА, 2012): Осиповичи — 23 чел., Дараганово — 105, Гродзянка — 119, Лапичи — 11, Липень — 214. По данным проекта документации и увековечения имен евреев Мемориального комплекса истории Холокоста Яд Вашем, г. Иерусалим (Израиль), на станции Ясень погибло 144 еврея.

Но сколько еще неизученных, в том числе и касающихся уничтожения евреев, страниц в истории той войны! Одну из них удалось раскрыть: благодаря местному краеведу из Жорновки Ивану Барановскому, автор материала познакомился со свидетелем тех событий, жителем ст. Уборок Вячеславом Фёдоровичем Алёшкиным, 1931 г.р., который, к сожалению, недавно ушел из жизни.

По его воспоминаниям, глава еврейской семьи Мота Конторович работал сторожем на лесоскладе и было ему на начало войны лет 55-60. Жили вдвоем с женой в квартире, бывшей пристройкой к магазину. С соседом — завмагазином Петром Рудка, немцем по национальности — находились в хороших отношениях. У холостяка, жившего с матерью, были брат и сестра, Соболевская по мужу. К Конторовичам на лето из Ленинграда регулярно приезжали отдыхать дочери Гита и Роза, у одной был ребенок. В июне 1941 года они снова порадовали родителей своим приездом. Только на этот раз им была уготована трагическая участь…

С началом войны всех евреев из окрестностей стали сгонять в местечко Лапичи, в гетто, куда попали и евреи из колхоза, находившегося возле станции Уборок.

В.Ф.Алёшкин: “Тут рядом колхоз был еврейский, “Прогресс”. Три дома евреев стояло… Они держали овощное хозяйство: капуста там, бураки… Откуда евреи тут взялись, неизвестно. Когда мы сюда переехали, дома их уже стояли, большие были. С началом войны хозяйство распалось…

С приходом немцев одного еврея из колхоза в кустах расстреляли, а остальных, наверное, отправили в Лапичи, в гетто. Семью Моты Конторовича не взяли, потому что Рудка не разрешил. Они тут у нас жили — две дочки, сама Мотиха, как ее называли, и ребенок. Так они сидели, наверное, весь 1941 год“.

Петр Рудка с приходом немцев стал работать в Лапичах — в военной комендатуре переводчиком. Немцы знали про Конторовичей, но доверяли Рудке, который поручился за них. Так продолжалось до конца сорок первого, а потом…

В.Ф.Алёшкин: “Был у меня сосед по фамилии Савич, Семёном* звали. Работал заведующим лесоскладом. Перед войной его сняли с должности и поставили моего дядьку. И, между прочим, коммунист! Член партии был этот Савич“.

Он отправился по железной дороге в Липень к своему знакомому, местному начальнику полиции Лютеру, бывшему работнику Дубровского лесозавода. Местные называли его старой лисой за хитрость, осторожность, старание выслужиться перед немецким командованием.

В.Ф.Алёшкин: “…Позвал Савич Лютера, двух немцев взяли. Пришли сюда, на Уборок, к этому Савичу, застолье потом устроили. Смотрю: тягают эти немцы от Моты вещи и к Савичу несут. Я кроликов в тот момент на чердаке кормил. Так вот слышу: немцы на улице разговаривают, глянул в щит — а на чердаке щит со щелками, видно все: наскоро строили. Смотрю: Савич идет с винтовкой на плече, два немца, а впереди старушка Мотиха — ей 60, а может, и больше было, — внучка и две дочки, ведут их на расстрел. А Мота заметил это все и утек в туалет, так и просидел там и не выходил. Догадавшись, что их на расстрел ведут, с чердака кричу: “Мама, мама, семью Моты повели стрелять”. Потом слышу — стреляют: “Бах, бах, бах”. Дочку ранили сильно, она еще сутки лежала, пока не умерла. Тут недалеко, в сосняке возле дороги… Савич привел немцев, выдал и сам еще и стрелял! Лютер не пошел, в хате остался, а ему дал винтовку свою, и тот сам стрелял… Мать моя побежала к соседке, к Савичам — это через хату было; ее Семёновной звали по мужу. Мать на нее: “Ай-яй-яй, Сямёнаўна. Што ж вы нарабілі, нашто было расстрэльваць людзей?” А та говорит: “А-а-а, Мальвіна, калі на аднаго жыда будзе і менш, падумаеш”. Это я хорошо помню. Мать тогда пришла домой и причитала: “Што ж гэта робіцца?

После этой трагедии Конторович не смог оставаться один.

В.Ф.Алёшкин: “Мота побыл тут, побыл и пошел сам добровольно в гетто в Лапичи, к остальным евреям. А там их и расстреляли“.

Семён Савич, кстати, пережил их ненадолго.

В.Ф.Алёшкин: “Рудке это не понравилось. У сестры Рудки тогда ребенок заболел. Прибежала она к отцу моему и говорит: “Отвези в Лапичи”. Поехал я, ребенок и сестра Рудки. Еду обратно, подъезжаю к станции, вижу азярод — два столба с решеткой, где сено сушили, вижу: мотается что-то — а там человек висит. Его Рудка повесил за то, что он людей расстрелял… После войны приезжал кто-то из родни, вроде племянник, но ничего не узнал. Приезжала еще женщина, военный хирург, в Аминовичах у нее родственники дальние жили…

В Центральной базе данных имен жертв Шоа (или Базе данных имен), которую создал и координирует Мемориальный комплекс истории Холокоста Яд Вашем, удалось найти листы свидетель-ских показаний на членов семьи Конторовичей, погибших на ст. Уборок. Они заполнены от руки родственником погибших Анатолием Хмельником, бывшим во время войны в эвакуации, 25 января 2017 года и частично подтверждают воспоминания Вячеслава Фёдоровича Алёшкина.

Хмельник, который сейчас живет в Германии в г. Ульм, показывает, что на ст. Уборок были расстреляны Мота Конторович, 1884 г.р., и 30-летняя Гита Конторович. Геня Конторович, также 30 лет, и две ее дочери — Эстер и Поля 5-ти и 3-х лет, проживавшие до войны в Ленинграде, убиты в Гродзянке, видимо, были здесь у кого-то в гостях. Указывается и отец девочек — Ошер Маркович. Дата смерти всех Конторовичей — 1941 год.

Алёшкин В.Ф. показывает место расстрела Конторовичей

Несмотря на некоторые расхождения между свидетельскими показаниями Хмельника и воспоминаниями Алёшкина, факт трагедии, произошедшей на ст. Уборок, не подвергается сомнению. Представляется, что расхождения могли быть вызваны как давностью описываемых событий и возрастом подателя листа свидетельских показаний, так и тем, что сведения о погибших родственниках он получил из вторых уст.

Понять причины современного геноцида невозможно без знания истории Холокоста. Его трагедия — это не только часть истории евреев, но и часть истории человечества.

* Фамилия и имя изменены.

Леонид БЕЗРУЧКО. Фото автора.

Если кто-то располагает сведениями о трагедии на ст. Уборок, просьба связаться с автором материала. Телефон — в редакции “АК”.

Последние новости

Актуальнае

ПРОГРАММА мероприятий областного фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкi-2024» в г.Климовичи

13 ноября 2024
Читать новость
Новости

Адказвае ўчастковы інспектар міліцыі

13 ноября 2024
Читать новость
Новости

Хроніка здарэнняў

13 ноября 2024
Читать новость
Новости

Магия росписи осиповчанки Натальи Логиновой

13 ноября 2024
Читать новость
Власть

“Пора от слов перейти к делу”. Лукашенко озвучил предложения по борьбе с изменением климата

12 ноября 2024
Читать новость
Власть

Лукашенко предложил Вучичу интенсифицировать белорусско-сербские отношения

12 ноября 2024
Читать новость

Рекомендуем