Журналистское расследование. Черви в горчице или тараканы в голове? Об острой приправе, фейках и элементарной порядочности

На днях подписчиков социальной сети TikTok возмутил ролик землячки, которая пожаловалась на качество горчицы, приобретенной в одном из местных магазинов “Светофор”. По ее мнению, в банке с продуктом якобы находились личинки червей. Пользователи соцсети прислали видео в редакцию и попросили разобраться в ситуации.
Корреспондент газеты совместно с главным специалистом отдела экономики райисполкома Еленой Хоменок в тот же день посетили оба объекта указанной торговой сети, на полках которых обнаружили банки горчицы французской пищевой, изготовленной ООО “Мирана”.
Первым делом побывали в магазине на улице Крыловича, 14. Товаровед Ирина Усеня показала емкости с указанной приправой:
— Срок годности на данную горчицу составляет девять месяцев с даты изготовления при соблюдении условий хранения — от 0 до 20°С и влажности до 75%. У нас она хранится, как и положено, в холодильнике.
Дата производства горчицы — 10 июля текущего года. Рассмотрев упаковку с продукцией, Ирина Игоревна отметила:
— Это больше похоже на росточки или кусочки оболочки зерен, чем на червей. Каждый видит то, что хочет.
Подобная ситуация повторилась и во втором магазине “Светофор”, расположенном напротив рынка. Там предлагается горчица того же предприятия, но другой партии, произведенная 5 августа. Место хранения — холодильник, банки не повреждены. Но мелкие вкрапления имеются. Однако если не настраиваться на худший вариант, а просто беспристрастно посмотреть, то никаких червей и не увидишь — кое-где замечаешь мелкие частички продукта. Ради сравнения прошлись по торговым объектам других сетей. Горчица имеется практически везде. Разных производителей. И всюду зернышки горчицы перемежаются мелкими частичками продукта.
Обратились за комментарием к производителям.

Руководство ООО “Мирана” не только дало ответ, но и провело служебное расследование претензии по качеству. Как показали результаты экспертизы контрольного образца, в горчице пищевой “Горчица «Французская»” торговой марки ORA номера партий 227, 271, 274, о которой шла речь, следов присутствия червей, личинок и других насекомых не обнаружено. В официальном ответе за подписью директора предприятия В.В. Кныш и технолога Ф.Ф. Шибун отмечено:
“Претензия потребителя необоснованна. По результатам служебного расследования сделаны выводы, что согласно технической документации производства продукции отклонений от нормы не выявлено. Все компоненты и материалы были внесены согласно рецептуре. <…>. Предположительно в заблуждение потребителя ввели частички раздробленных зерен горчицы, которые, в свою очередь, могли напомнить мелких червей. Так как при изготовлении данного продукта используются консервант бензоат натрия, уксусная кислота ледяная, кислота лимонная, соль, то полученная среда будет абсолютно непригодна для жизни бактерий и других живых организмов. Зерно проходит механическую обработку (просеивание), термическую обработку (мойка и обработка горячей водой при температуре от 100°С и не ниже 97°С) <…>”.

Как оказалось, весь сыр-бор разгорелся на ровном месте, информация не подтверждена, и через пару дней видео было удалено автором. А на связь с изготовителем автор сомнительного ролика так и не вышел…
Но дело в том, что просмотрело видео большое количество людей. Многие поверили, еще и лайки поставили, комментарии написали в поддержку “пострадавших”, а “новость” передали дальше, даже не задумываясь о том, что обесценивают труд людей, которые достойно выполняют свои обязанности, выпуская востребованную продукцию.
А всё из-за того, что у кого-то возник вопрос: что это плавает в банке? Но, вместо того чтобы обратиться в магазин, предлагающий товар, или непосредственно к производителю (на емкости с горчицей контактная информация имеется), да и включить логическое мышление (а еще лучше вообще его не отключать), некоторые предпочитают вываливать все свои домыслы (конечно же, негативного характера) в соцсети. Считая, что имеют право давать оценку действиям других по принципу “честный и порядочный только я, остальные обманывают, хитрят, халатно относятся к своим обязанностям. Вот сейчас выведу всех на чистую воду”.
Хочется обратиться к подобным “правдорубам”: требуя чего-то от других, относитесь так же принципиально и к себе.
Что мы видим в указанном ролике? Полбанки горчицы благополучно съедено; с емкости зачем-то сорвана этикетка; не указано, в каком конкретно магазине, у какого продавца, когда приобретен товар, где хранился и т.д. И с этим вы идете в народ. Как такое назвать? Стопроцентный хайп.
Психология хайпушников понятна: в виртуальном мире легко выражать негатив, оставлять токсичные комментарии, потому что это кажется безопасным: автора никто не видит, можно не называть свое имя, действуя втемную, а еще не тратить время на проверку фактов. Такое занятие предпочитают глубоко несчастные, психологически неустойчивые люди. Вероятнее всего, в социуме они и не осмелятся в лицо высказать негатив человеку, зато в соцсетях идут в отрыв.
Но им нужна благодатная почва — публика. Печально, что находятся люди, которые позволяют другим раздувать хайп, распространяя лживую и порочащую других информацию. Если человек с чем-то не согласен, видит какие-то недостатки, он вправе высказать свое мнение, обозначить позицию, но делать это должен с открытым забралом, называя свое имя, а претензии выражать четко.
Может, пора уже начинать стыдить самих хайперов? Чтобы порядочным людям дышалось свободнее.
От редакции. Приносим извинения руководству ООО “Мирана” за то, что кто-то из наших земляков попытался опорочить их работников. Хочется отметить: этот ролик вырвал из производственного процесса около десятка человек из разных отраслей, чтобы вместо своей работы они разбирались в данной ситуации. Думается, пора бы потребовать хайперов оплачивать подобные траты времени и сил.