С точки зрения интересов государства

С точки зрения интересов государства
Поскольку сфера ответственности КГК — обеспечение экономической безопасности нашей страны, результаты деятельности контролирующего органа освещаются в СМИ широко. А вот о том, как собственно работают его структурные подразделения, известно меньше.
Именно эта тема стала лейтмотивом беседы корреспондента “АК” с первым заместителем председателя комитета госконтроля Могилёвской области Дмитрием Захаровым, который на прошлой неделе проводил прямую телефонную линию и прием граждан в нашем городе.
— Экономическая безопасность государства — довольно сложная категория, и ее единообразного определения пока нет даже в научных кругах. Но всем понятно, что экономическая безопасность является одним из важнейших компонентов национальной безопасности. В связи с этим очевидно, что КГК распределяет усилия по нескольким ключевым направлениям. Какие из них сегодня можно считать наиболее приоритетными?
— Стратегических задач у комитета очень много, решать их нужно одновременно. Так что корректнее говорить не об их значимости, а о масштабности.
Первое из направлений работы — отслеживание негативных тенденций в хозяйственной деятельности в контролируемых сферах деятельности. Таких сфер более 40, в том числе использование бюджетных средств, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, транспорт, потребительский рынок, агропромышленный комплекс, перерабатывающая промышленность, лесное хозяйство, управление государственным имуществом.
Мы пытаемся оперативно выявлять возникающие проблемы. Для этого ведется глубокий макроанализ статистических данных. Наличие таких тревожных индикаторов, как отрицательная рентабельность, рост дебиторской и кредиторской задолженности, убытки и т.д. позволяет определить, где возникают трудности и, соответственно, угрозы экономической безопасности. Далее сотрудники комитета собирают дополнительную информацию, которая позволяет правильно сформулировать проблему и внести предложения местным органам власти по изменению ситуации — в той мере, насколько это возможно.
Второе — поиск резервов. Сегодня важно найти способы оптимизации расходов, а для этого нужно четко понимать, в чем предприятия недорабатывают, где неэффективно расходуются средства или проявляется элементарная бесхозяйственность.
Серьезное внимание уделяется контролю за госзакупками. Нередко выявляются посреднические схемы, при которых частные фирмы обогащаются за счет госпредприятий. То же можно сказать о рациональности строительства, модернизации производств. Например, производственное сооружение построено, но не эксплуатируется. Приобретено новое оборудование, но оно простаивает или лежит на складе.
Мы также видим, когда государство недополучает налоги.
Одна из проблемных сфер — автомобильные пассажирские перевозки. Значительная часть “частников”, работающих в этой сфере, не фиксирует в полном объеме выручку, чтобы уменьшить налоговые отчисления.
По оценке Комитета, бюджет только от внутригородских перевозок недополучает в год сотни тысяч налоговых платежей. Сейчас нами вырабатываются аргументированные предложения по повышению “прозрачности” для государства этого вида деятельности.
Следующее направление — проверки. Если есть негативная фактура и оперативная информация о том, что в деятельности субъекта хозяйствования имеются признаки угрозы экономической безопасности государства, КГК необходимо вмешаться и выявить нарушение. Здесь важно уточнить, что привлечь к ответственности нарушителя для контролеров не самоцель. Это повышает дисциплину, но куда важнее устранить проблемы, которые мешают работать эффективно.
На особом контроле в КГК находится выполнение более 600 поручений Президента Республики Беларусь.
Они стратегически значимые и направлены на существенные изменения по самым различным направлениям экономической деятельности. Однако не всегда их выполнение идет так быстро, как хотелось бы. Пример — ремонт местных дорог, темпы которого сдерживаются возможностями финансирования. Поэтому необходимо исходить из приоритетности конкретных путей сообщения для региона. Комитет госконтроля жестко контролирует, чтобы в первую очередь приводились в порядок наиболее значимые и востребованные объекты дорожного хозяйства.
Еще одно из поручений Главы государства — повышение эффективности работы ПМК. Сегодня большинство мелиоративных организаций не в состоянии справляться с поставленными задачами. Работы для них много, но не хватает кадров, чтобы выполнять ее в полном объеме.
— Среди выявляемых комитетом госконтроля проблем есть такие, которые можно решить только изменением действующего законодательства?
— Это еще одно направление работы по поиску резервов в повышении эффективности экономики.
К примеру, по результатам контрольно-аналитических мероприятий Комитета в прошлом и текущем годах внесены изменения в соответствующие указы Главы государства, регулирующие отдельные вопросы ценообразования, учета курсовых разниц.
В прошлом году было много предложений по жилищно-коммунальному хозяйству. Одна из выявленных проблем — отсутствие ограничений для председателей товариществ собственников жилья по количеству обслуживаемых домов. Есть случаи, когда один председатель возглавляет 15-20 организаций собственников. Отдельные председатели таким образом получают зарплату в несколько раз больше, чем руководители государственных коммунальных предприятий, у которых объем обязанностей и уровень ответственности несопоставимо выше. Это не совсем справедливо. Поэтому целесообразно в законодательстве ввести определенные ограничения по количеству возглавляемых организаций собственников одним и тем же физическим лицом.
— Как выглядит с точки зрения КГК Осиповичский район?
— В целом результаты экономической деятельности региона беспокойства не вызывают. Промышленность работает неплохо. Фабрика “Сонца”, “Кровельный завод «Техно-НИКОЛЬ»” имеют высокую рентабельность. Недорабатывает ОЗТМ: уже несколько лет район и область пытаются повысить эффективность работы этого предприятия. Серьезная проблема — кадры, которых в районе не хватает. Здесь, очевидно, нужно повышать эффективность работы системы образования, чтобы она стимулировала молодежь выбирать профессии, востребованные в промышленном производстве. Предприятиям, в свою очередь, нужно более целеустремленно работать над повышением их престижа и мерами стимулирования работников.
А вот сельскому хозяйству гордиться пока особо нечем. Многие хозяйства перешли под юрисдикцию корпорации “БНБК”, отмечаются существенные изменения к лучшему, но вот кардинального перелома пока не произошло.
Есть вопросы по растениеводству, животноводству, падежу скота. Одна из основных причин — также дефицит качественных трудовых ресурсов, особенно в первичных звеньях.
Далеко не все работники сельхозпредприятий работают ответственно и с максимальной отдачей. Поэтому ситуацию можно оценить следующим образом: возможности для ведения сельского хозяйства в районе вполне адекватные, но из-за человеческого фактора его потенциал реализуется не полностью. Значит, недобираются корма, мясо, молоко…
— Что дают для деятельности КГК встречи руководителей его структурных подразделений с населением регионов?
— Такие встречи позволяют увидеть, что беспокоит людей и как работают власти на местах. Однако они важны не только с точки зрения интересов комитета госконтроля. Нередко бывает, что независимый взгляд со стороны помогает найти способ решения проблем, в том числе и тех, что беспокоили людей очень долгое время.
* * *
Постфактум. В ходе прямой телефонной линии и приема граждан к Дмитрию Захарову поступило пять обращений, в которых затрагивались вопросы соблюдения правил дорожного движения во дворах многоэтажных домов, создания благоприятной среды для развития детей с ограниченными возможностями, приватизации, рационального использования земель, правил проведения проверки газового оборудования.