Пантелеймоновский храм, который расположился в агрогородке Дараганово, по праву может считаться местом не только душевного успокоения, но и обретения телесного здоровья

Ведь именно там святынями стали иконы с частицами мощей двух великих целителей — святителя Луки Крымского и святого великомученика Пантелеимона. Расскажем о святителе Луке Крымском.
Будущий врач и святой Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи. Он был третьим ребенком в многодетной состоятельной семье. Его отец Феликс Станиславович работал провизором, а позже служащим транспортной компании, поэтому его жалования вполне хватало для безбедного существования.
Польские корни Феликса Войно-Ясенецкого определили и его вероисповедание: он был убежденным католиком. Но в то же время не навязывал свои взгляды домочадцам, предоставив детям право выбора между католичеством и православием, традиций которого придерживалась мать Мария Дмитриевна. В результате именно она стала примером для детей. О целенаправленном христианском воспитании речь не шла. Молодое поколение семьи Войно-Ясенецких вдохновилось примером матери, которая вела благочестивый образ жизни, активно занималась благотворительностью.
Будущее светило хирургии и богословия Валентин получил отличное образование. После переезда семьи в Киев он окончил гимназию и школу искусств. Перед ним стал непростой выбор между живописью и медициной. Проникнувшись идеями толстовства и увидев, какими страданиями наполнена жизнь простого человека, Валентин решил стать врачом. Юноша легко поступил в Киевский мед-институт, отлично учился, был старостой группы и активно занимался практикой в госпиталях Красного Креста. Там же он познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которая впоследствии стала его супругой.
С начала практики Валентин Феликсович занимался исследованиями. Он читал много медицинской литературы, применял полученные из нее сведения. Наибольший интерес молодого доктора вызывали местная анестезиология и гнойная хирургия. По сути, он стал основоположником этих направлений в отечественной медицине.
Революция застала семейство Войно-Ясенецких, к тому времени пополнившееся четырьмя детьми, в Средней Азии, куда они отправились, чтобы излечить Анну Васильевну от туберкулеза. Валентин Феликсович возглавил больницу Ташкента. Однажды к нему попал казачий есаул, раненый во время антибольшевистского волнения. Врач тайно лечил белогвардейца у себя дома, что не могли не заметить “бдительные” люди. Войно-Ясенецкого и его коллегу немедленно арестовали. Однако об этом узнал один из местных большевистских бонз и поспособствовал освобождению врача. Но арест супруга сказался на состоянии здоровья Анны Васильевны — она умерла в 1919 году.
Смерть жены оказала огромное влияние на мировоззрение Валентина Феликсовича. Он не оставил врачебную практику и преподавательскую деятельность в учрежденной при его содействии Высшей медицинской школе, но всей душой устремился к Богу. В конце 1920 года Войно-Ясенецкий стал священнослужителем. Он быстро прошел путь от чтеца до иерея. В 1921 году врач-священник попал за решетку во второй раз по обвинению во вредительстве. Доносчики писали, что якобы в подотчетной ему больнице врачи намеренно “гноят” раненых красноармейцев. Войно-Ясенецкого приговорили к 16 годам заключения, но вскоре освободили: квалифицированных медицинских кадров не хватало. В 1923 году врач принял по- стриг под именем Луки, а вскоре стал епископом Барнаульским. Это пришлось не по вкусу советской власти: новоиспеченного епископа уволили из больницы и университета, судили и отправили в ссылку. Даже в Сибири он продолжал практиковать. Сложнейшие операции проводились им в антисанитарных условиях при помощи подручного и кустарного инструмента, а вместо нити использовался длинный женский волос. Слава о докторе-священнике распространилась по всей Сибири. Валентин Феликсович вернулся в Ташкент спустя три года, был вынужден заняться частной практикой: в госучреждения на работу его не брали. Затем последовала целая череда обвинений и ссылок. Во время Великой Отечественной войны осужденный Валентин Феликсович обратился к наркому Калинину за разрешением на возобновление практики. Прошение удовлетворили. Войно-Ясенецкого назначили хирургом в один из эвакуационных госпиталей Красноярска. Одновременно он стал архиепископом Красноярской епархии.
После войны заслуги Валентина Феликсовича были высоко оценены как церковью, так и советской властью. Епископ Лука стал единственным православным священнослужителем, удостоившимся Сталин-ской премии. Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука умер в 1961 году. К концу жизни он практически ослеп, но до последнего вздоха занимался делами епархии, консультировал больных, писал медицинские и богословские труды.
На рубеже тысячелетий православная церковь причислила архиепископа Луку к лику святых новомучеников российских. Одновременно произошла и его полная реабилитация с точки зрения светского закона. В честь святого создано множество храмов и часовен.
К святому Луке Крымскому обращаются с различными просьбами: больные и их родственники, молящие об исцелении; врачи (особенно хирурги), которые просят помощи в сложных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью; абитуриенты и студенты медицинских университетов в преддверии вступительных экзаменов и сессий; невинно обиженные и несправедливо обвиненные, ищущие справедливости; впавшие в уныние и утратившие веру в надежду на утешение и спасение.