Основные изменения Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции»

Основные изменения Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции»
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон) вступил в силу с 1 июля 2023 года, излагается в новой редакции и устанавливает переходные положения, которые будут применяться к отношениям, возникшим до его вступления в силу.
КОРРЕКТИРОВКА ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕРМИНОВ,
ДОПОЛНЕНИЕ НОВЫМИ ТЕРМИНАМИ
В целях дальнейшего совершенствования законодательства о внешней трудовой миграции обновлен понятийный аппарат Закона и скорректированы уже имеющиеся понятия:
дополнено определение термина «внешняя трудовая миграция» указанием на категории субъектов, участвующих в отношениях, регулируемых Законом;
в новой редакции термина «высококвалифицированный работник» скорректирован такой критерий отнесения к высококвалифицированным работникам, как размер заработной платы;
осуществлена корректировка термина «иностранный наниматель» и Закон дополнен термином «третья сторона». Закрепляется указание на то, что граждане Республики Беларусь и иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь, не могут трудоустраиваться к лицам, не являющимся непосредственными нанимателями;
изменен термин «трудящийся-эмигрант» в части дополнения категориями лиц, осуществляющих деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора;
дополнена статья 1 Закона новым определением «член семьи» с учетом того, что трудящиеся зачастую прибывают в Республику Беларусь с членами своих семей;
статья дополнена новым термином «трудовая деятельность».
РАСШИРЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ СУБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА
С учетом правоприменительной практики расширен закрепленный статьей 2 Закона перечень субъектов, на которых не распространяется его действие:
участники студенческих отрядов;
абзацы одиннадцатый – двенадцатый части второй статьи 2 Закона изложены в следующей редакции:
«получающими профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимися по трудовому договору не более половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде;
получившими профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимся по полученной специальности и (или) присвоенной квалификации;».
Таким образом, расширен рассматриваемый перечень субъектов за счет иностранцев, получающих (получивших) профессионально-техническое и среднее специальное образование в учреждениях образования Республики Беларусь. При этом иностранцы, получающие профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в белорусских учреждениях образования, смогут трудоустраиваться по любой, а не только по получаемой специальности, но только 20 часов в неделю, так как в первую очередь такие иностранные граждане въехали в Республику Беларусь для учебы, а не работы;
в целях приведения положений Закона в соответствие с подпунктом 5.7 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь
от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» статья 2 дополнена категорией иностранцев, являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности, причем только в случае их трудоустройства по специальности, входящей в сферу их профессиональной деятельности в которой они являлись победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов либо были отмечены наградами;
для сокращения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по определенным профессионально-квалификационным группам, а также снижения негативного влияния демографического фактора на национальный рынок труда, законодательно упрощен доступ на рынок труда иностранцев, привлекаемых по профессиям (специальностям), включенным в перечень профессий рабочих и должностей служащих, на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда, в части освобождения их от получения разрешительных документов. Данный перечень на 2023 год утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.06.2023 № 17. В настоящее время туда включены профессии рабочих: водитель автомобиля, слесарь-ремонтник, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, швея, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; должности служащих: ветеринарный врач, врач-специалист (всех медицинских специальностей), инженер, медицинская сестра и медицинский брат (всех медицинских специальностей), фельдшер (всех медицинских специальностей);
часть 2 статьи 2 Закона дополнена категорией «сезонные работники»;
с учетом практики применения норм законодательства о внешней трудовой миграции в Законе закреплена возможность устанавливать иной порядок осуществления иностранцами трудовой деятельности в Республике Беларусь иными законодательными актами. Например, иной порядок осуществления трудовой деятельности предусмотрен Положением о парке высоких технологий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и рядом других;
по предложению Министерства спорта и туризма статья дополнена категорией иностранцев, являющихся профессиональными спортсменами, профессиональными тренерами, осуществляющими деятельность в сфере профессионального спорта, и выступающими за Республику Беларусь на международных спортивных соревнованиях. В настоящее время за белорусские клубы по игровым вида спорта выступает порядка 200 спортсменов, являющимися иностранными гражданами.
В целях совершенствования статистического учета статья дополнена частью, обязывающей нанимателей Республики Беларусь уведомлять органы внутренних дел о приеме на работу иностранцев, на которых не распространяются требования главы четвертой Закона.
Порядок предоставления, а также форма уведомления утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 98.
КОРРЕКТИРОВКА ПОЛНОМОЧИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
В главе 2 Закона пересмотрены полномочия МВД. В частности, с учетом правоприменительной практики сокращена периодичность и количество представляемой информации, касающейся трудящихся-эмигрантов, в том числе возвратившихся в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь.
Так, не требуется представлять информацию о гражданах, выехавших за границу на работу, учебу, для участия в спортивных, культурных и иных массовых мероприятиях до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Впервые определены в Законе полномочия Министерства труда и социальной защиты, как государственного органа, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ УСИЛИТЬ ЗАЩИТУ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, А ТАКЖЕ ИНОСТРАНЦЕВ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА.
- Для обеспечения большей безопасности граждан Республики Беларусь, а также иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, выезжающих из Республики Беларусь для трудоустройства, пересмотрены обязанности лицензиатов за предоставление недостоверной информации о будущем работодателе и характере работы.
- С учетом сложившейся практики Закон дополннен новой статьей, регулирующей особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь несовершеннолетних.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ
РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, А ТАКЖЕ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ, ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ, ОДНОКРАТНОГО ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ
И ЕГО АННУЛИРОВАНИЯ
- С учетом основных требований Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» в целях либерализации экономики и улучшения бизнес-климата в Республике Беларусь упраздняется процедура выдачи разрешений при использовании труда иностранцев, в количестве, превышающем десять человек, при этом порядок выдачи спецразрешений в отношении каждого иностранца при привлечении любого количества иностранцев сохраняется.
- Скорректированы условия осуществления трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь.
В настоящее время для выдачи специального разрешения иностранцу, привлекаемому в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника) не требуется получение заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности. Между тем в связи со злоупотреблениями данным льготным режимом отдельной категорией иностранцев, в Законе закреплено дополнительное обязательство подтвердить наличие у таких иностранцев достаточного уровня профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании, опыта работы, а также определенного уровня заработной платы, указанного в трудовом договоре.
С учетом требований, определенных в Законе, документы об образовании и стаже работы должны соответствовать специальности, входящей в сферу их профессиональной деятельности.
Сведения об образовании и стаже работы заявитель должен указать в обосновании и подтвердить соответствующими документами. Во избежание нарушений законодательства об административных процедурах сотрудник подразделения вправе сделать копии документов и приобщить их к материалам дела об административной процедуре.
В случае, если к заявлению не будут приложены документы, подтверждающие наличие образования и стажа работы, а в обосновании не указан необходимый уровень заработной платы, требуется направление запроса в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Мингорисполкома.
- В целях обеспечения единообразной правоприменительной практики Закон дополнен указанием на необходимость получения специального разрешения при приеме иностранца несколькими нанимателями, а также на условиях внутреннего совместительства (у того же нанимателя), в том числе, например, если основная работа и работа по внутреннему совместительству осуществляется по одной и той же должности служащего, либо осуществляется временный перевод иностранца на другую должность служащего в связи с производственной необходимостью (в случае простоя).
- С трудящимися-иммигрантами заключается только срочный трудовой договор, за исключением контракта. При этом срок этого договора не должен превышать срок действия специального разрешения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательными актами получение специального разрешения не требуется.
Данное предложение обусловлено спецификой трудоустройства трудящихся-иммигрантов на территории Республики Беларусь (трудовые отношения с трудящимися-иммигрантами носят срочный характер) и необходимостью получения ими специального разрешения на занятие трудовой деятельностью в Республике Беларусь, которое выдается на 1 год и может быть продлено на 1 год.
В случае аннулирования специального разрешения или окончании срока его действия, соответствующий трудовой договор с трудящимся-иммигрантом подлежит прекращению.
Иностранцы, получающие профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в белорусских учреждениях образования, смогут трудоустраиваться по любой, а не только по получаемой специальности, но только 20 часов в неделю. С такими трудящимися-иммигрантами заключается только срочный трудовой договор, за исключением контракта, при этом срок этого договора не должен превышать срока действия выданного иностранцу разрешения на временное проживание.
В отношении нанимателей привлекающих работников, на которых не распространяются требования Закона по получению спецразрешений, требование об обязательном заключении срочного трудового договора не распространяется, за исключением «сезонных работников».
- По предложению Верховного Суда Закон дополнен процедурой восстановления специального разрешения в случае установления судом факта нарушения нанимателем законодательства о труде и удовлетворения исковых требований о восстановлении на работе трудящегося-иммигранта. Так, в случае прекращения трудового договора с трудящимся-иммигрантом и последующего за ним возвращения специального разрешения нанимателем в подразделение по гражданству и миграции данное специальное разрешение подлежит аннулированию (абзац шестой части второй статьи 31 Закона). В то же время работник вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении на работе, независимо от оснований прекращения трудового договора (пункт 3 части второй статьи 241 Трудового кодекса). При этом для решений суда о восстановлении на работе законодательством предусмотрено немедленное их исполнение (часть первая статьи 247 Трудового кодекса, пункт 4 статьи 313 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь). В этой связи работник должен быть восстановлен на работе после вынесения судом соответствующего решения. Вместе с тем в случае данного восстановления трудящийся-иммигрант будет осуществлять трудовую деятельность без специального разрешения, что противоречит требованиям Закона и, соответственно, влечет неблагоприятные правовые последствия для нанимателя (административную ответственность по части 7 статьи 24.35 КоАП, а также отказ в выдаче нового специального разрешения). В этой связи в Законе урегулированы вопросы восстановления трудящегося-иммигранта на работе при принятии судом соответствующего решения.
- Для усиления защиты прав трудящихся-иммигрантов им предоставлено право вступать в профессиональные союзы нанимателя, независимо от того, предусмотрено ли это уставными документами.
- В целях оптимизации статистического учета трудящихся-иммигрантов пересмотрены права и обязанности нанимателя.
Наниматели Республики Беларусь, привлекающие иностранную рабочую силу по специальным разрешениям, обязаны уведомлять управления по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов по месту своего нахождения (месту жительства) о заключении и прекращении трудового договора с трудящимся-иммигрантом в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового договора (форма уведомления утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 98).
Закон дополнен переходными положениями, касающимися:
действия и возврата ранее выданных разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в связи с исключением в Законе необходимости их получения;
действия специальных разрешений, ранее выданных в отношении руководителей-учредителей коммерческих организаций, а также высококвалифицированных работников без учета новых требований Закона;
действия специальных разрешений, выданных в отношении иностранцев, на отношения с которыми больше не распространяется действие Закона, а также уведомления подразделений по гражданству и миграции о таких иностранцах, продолжающих работу у нанимателя Республики Беларусь на момент вступления в силу положений Закона;
приведения в соответствие с новыми требованиями Закона трудовых договоров, ранее заключенных между трудящимися-эмигрантами и иностранными нанимателями при содействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, а также трудовых договоров, ранее заключенных между трудящимися-иммигрантами и нанимателями Республики Беларусь.
Вриод начальника отделения
по гражданству и миграции
Осиповичского РОВД Р.А.Коноваленко