Обеспечение правопорядка и общественной безопасности — сфера многогранная и многоуровневая
Обеспечение правопорядка и общественной безопасности — сфера многогранная и многоуровневая. Деятельность по некоторым направлениям закрыта от глаз сторонних наблюдателей, но есть и такая, результатами которой, сам того не замечая, ежедневно пользуется каждый человек. В нашем райотделе милиции такой работой занимается Евгений Розум — старший инженер по организации дорожного движения ОГАИ РОВД.
Майор и магистр
В местный райотдел милиции Розум впервые пришел в 2004 году — осиповчанина, студента третьего курса Белорусского национального технического университета, обучающегося по специальности “организация дорожного движения и управление на транспорте”, взяли в отделение Госавтоинспекции на прохождение производственной практики. Через год снова вернулся сюда на практику, а через два выпускник БНТУ прошел обучение в Центре подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров МВД, надел милицейские погоны и вновь пришел в наш райотдел уже в качестве сотрудника.
Нынешний послужной список Евгения Олеговича впечатляет: в отделении, позже ставшем отделом, он служил в группе экологического надзора, был инспектором дорожно-патрульной службы, старшим инспектором административной практики, в 2016-м занял нынешнюю должность, при назначении на которую решающими факторами стали глубокие практические знания большинства направлений деятельности ОГАИ и идеально подходящая вузовская подготовка.
За время работы возрос и опыт, который, как известно, дело наживное, и профессионализм майора милиции Розума: в марте минувшего года он получил степень магистра по специальности “безопасность дорожного движения и аудит”.
Метельный звон и дорожно-информационная станция
Организация дорожного движения — вещь столь же древняя, сколь и сами дороги. Например, в заснеженной Российской империи для защиты проезда от заносов в обязанности дорожным смотрителям вменялось устраивать заграждения “из воткнутых вдоль пути сосновых или еловых сучьев длиною от 2 до 3 аршин”, а в 1851 году во избежание жертв во время вьюг был издан императорский указ, “коим установлен метельный звон при сельских церквах”. О времена…
Современному же человеку и представить себе невозможно дорожную сеть без люминесцентной разметки, знаков, светофоров, наружного освещения, ограждений, даже табло дорожно-измерительных станций с информацией о температуре воздуха и покрытия, скорости ветра, осадках тоже стали привычными — исчезновение с дорог этих достижений научно-технического прогресса было бы сродни апокалипсису. Но, к счастью, подобного не предвидится. Напротив, постоянно идет работа по снижению аварийности, профилактике возникновения опасных участков дорог, обеспечению безопасности движения.
В нашем районе ей занимается Евгений Розум: изучает закономерности движения транспортных потоков, в том числе используя данные ДИС, одна из которых находится на территории Осиповщины. Также старший инженер по организации дорожного движения ОГАИ, опираясь на нормативные документы, определяет и согласовывает с соответствующими органами и организациями объемы и места размещения разметки, пешеходных дорожек, светофорных объектов, искусственных неровностей и т.д. Так что не будет преувеличением сказать, что в последние восемь лет практически к каждому появившемуся в районе элементу устройства дорог приложил руку майор милиции Розум. Конечно, не в буквальном смысле, хотя и в нем тоже: планы организации дорожного движения на улицах, схемы расстановки знаков, ограждений, разметки Евгений Олегович выполняет собственноручно с использованием графического редактора “Компас 3D”.
“Шмелек” и микростеклошарики
Непосредственной установкой технических средств организации дорожного движения в нашем городе занимается Бобруйский филиал монтажно-эксплуатационного предприятия “СМЭП Могилёв”. Его работники в соответствии с утвержденными схемами и планами фиксируют в нужных местах дорожные знаки (по подсчетам Евгения, за минувший год их установлено свыше 200), монтируют и подключают светофоры, наносят разметку (в 2023 году было нанесено около 25 км новой прерывистой).
Для разметки пешеходных переходов используется ручная машина с милым названием “Шмелек”, и на асфальт она наносит вовсе не “флуоресцентную краску”, как думает большинство несведущих граждан, а специализированную эмаль, которая посыпается… крохотными стеклянными шариками — они-то и придают световозвращающий эффект.
Время работы “Шмелька” — с весны до глубокой осени, так что он вот-вот снова появится на улицах района: дорожная разметка обновляется ежегодно.
Ямы и колдобины
“Изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспорта и пешеходов, принятие мер по их устранению” — так звучит часть должностных обязанностей Розума. На практике это означает, что в случае обнаружения им на дорогах ямочности, неисправности наружного освещения, повреждения пешеходных настилов на железнодорожных путях он обязан обеспечить максимально быстрый их ремонт, выполнять который должны службы, в чьей зоне обслуживания находятся “дефектные” дорога, фонарь и т.п.: ДЭУ-73, ДРСУ-199, УКП ЖКХ, район электросетей, дистанция пути, сельские советы и др. Обратиться с просьбой сделать какой-либо участок дороги более безопасным могут и жители района, написав заявление в ОГАИ РОВД либо в райисполком. В минувшем году старший инженер по организации дорожного движения ОГАИ РОВД выписал 81 предписание для устранения нарушений.
Вызывной светофор и круговой перекресток
Представитель нового поколения светофоров (вызывной) появился возле д. 49 на ул. Сумченко несколько лет назад после расширения части дороги до четырехполосной. Как объяснил Евгений Розум, классический светофор здесь ни к чему: пешеходный поток небольшой, а вот транспортный довольно плотный, так что обычной “зебре” здесь не место. Схожая ситуация с пешеходным переходом на ул. 60 лет Октября возле райполиклиники: проезжая часть довольно широкая, людей и машин много, так что в перспективе здесь тоже может быть установлен вызывной светофор.
Чтобы перспективы становились реальностью, майор милиции Розум ежегодно составляет план инженерных мероприятий по обеспечению дорожной безопасности, который проходит согласование с райисполкомом и дорожными организациями. Так, на 2024 год предусматривается новое покрытие на ул. Площадь Базарная, выделение дополнительной полосы в сторону рынка на спуске с путепровода, нанесение полноценной дорожной разметки на ул. Крыловича и многое другое.
А вот перекрестка с круговым движением в ближайшее время не запланировано, хотя, по мнению Евгения Олеговича, кольцо могло бы оптимизировать дорожное движение на пересечении улиц Михалкина и Проектируемой с Юбилейной. Но в генплане строительства Осиповичей, принятом в 2012 году и действующем до 2030 года, такая “опция” не предусмотрена.
Впрочем, в будущем круговых перекрестков в городе может появиться несколько: выпускная квалификационная работа магистранта Евгения Розума был посвящена разработке плана кольцевого перекрестка на въезде в Осиповичи по ул. Сумченко.