Не только автоцистерны: какая уникальная техника стоит на службе у осиповичских спасателей

Большие красные пожарные автомобили непременно привлекают внимание земляков, даже если едут с выключенной сиреной. В большинстве случаев это автоцистерны, которые используются для доставки боевого расчета к месту ЧП и имеют запас средств пожаротушения и оборудования. Но автопарк спасателей состоит не только из АЦ-40: в числе специальных автомобилей есть и «самые специальные»!

— Ежедневно на боевое дежурство вместе с личным составов «заступают» девять единиц техники, — рассказывает начальник пожарной аварийно-спасательной части № 1 Павел Альховик. — В первую очередь это, конечно, автоцистерны: две — в части, четыре — на постах. К слову, еще шесть АЦ стоят в резерве и используются или как подменный фонд, или в случае крупных пожаров с привлечением дополнительных боевых расчетов. Но, кроме этих машин, есть и узкоспециализированные: автолестница (АЛ), пожарная насосная станция (ПНС-110) и автомобиль рукавный (АР-2).
Чаще всего из этих трех машин выезжает автолестница. Обязательное условие — здание выше трех этажей. Привлекается и в случае ЧП на социально значимых объектах (детские сады, школы, медучреждения и т.п.) или крупных предприятиях, а также по решению руководителя тушения пожара. Выдвигается лестница на высоту до 30 метров, т.е. может достать до кровли девятиэтажного дома.
Пожарная насосная станция и автомобиль рукавный в большинстве случаев работают в паре. Применяются на крупномасштабных, затяжных пожарах или в отсутствие поблизости водоисточников. И если возникает необходимость в этих машинах, личный состав обязательно получает сообщение о сборе по тревоге. Но, к счастью, за последнее десятилетие они выезжали меньше десятка раз: в помощь соседям из Бобруйска, на торфяные, лесные пожары и учения.
ПНС-110 не имеет емкости для хранения воды, как цистерна, требует подключения к источнику, однако может перекачивать до 110 литров воды в секунду (АЦ — только 40 л/с). Время работы зависит от объема водоема: например, в ходе реставрации пруда около городского парка ПНС-110 осушила его за полдня.
АР-2 предназначен для перемещения запаса пожарных рукавов большого диаметра. При этом машина автоматически прокладывает рукавную линию длиной до двух километров, а после и собирает ее. Трубопровод получается 150 мм в диаметре. Тандем ПНС-110 и АР-2 может обеспечить одновременную работу примерно 30 бойцов.
— Несмотря на то что машины спроектированы на базе ЗИЛ-131 (технике 70-80-хх годов), но актуальность не теряют, — отмечает Павел Альховик. — Они настолько просты, что какая-то особая модернизация не имеет смысла. Автомобили проходят регулярный тех- осмотр, сезонное обслуживание. А раз в неделю их обязательно заводят и оценивают работоспособность. Пусть они пригождаются редко, но в боевой готовности должны быть всегда.