«Не стесняйтесь показаться скрягой или задержать очередь». Вот какие права вы имеете в магазине

В магазине, киоске, на рынке ? где бы покупатель ни приобретал товары, его взаимоотношения с продавцом регулируются соответствующими законами. Их незнание, как известно, не освобождает от ответственности, зато хотя бы минимальное владение нужной правовой информацией наверняка избавит многих от неприятностей и нервотрепки…

Добро пожаловать, или Кому в магазин вход запрещен?

Ушли в прошлое времена, когда за полчаса до закрытия магазина рвущимся в торговый зал покупателям преграждала путь «тетя Дуся» со шваброй в руках. Отчасти причиной этому стало изменение менталитета продавцов, научившихся считать свои деньги и не упускающих возможности заработать больше. К тому же за права тех, кто находится по другую сторону прилавка, вступился закон, запрещающий прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением окончания времени работы объекта, пишет myfin.by.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров» (далее – Постановление) за 10 минут до закрытия торгового объекта продавец может лишь предупредить покупателей о том, что время работы подходит к концу и обслуживание покупателей прекращается. Касса заканчивает работу только по окончании расчетов с последним покупателем.

В магазин попали, что дальше?

Итак, в магазин мы попали. Следующий вопрос, который начинает волновать покупателя, ? куда девать сумку или пакет, чтобы не ходить с ними по торговому залу.

Закон обязует продавца оборудовать специальное место для обеспечения сохранности вещей покупателя (хозяйственных сумок, пакетов, чемоданов, портфелей и иных крупногабаритных вещей). В некоторых супермаркетах для этого существует соответствующий отдел с обслуживающим персоналом, а в магазинах поменьше ? шкафчики или полки. Кстати, пресловутые надписи на них, гласящие, что «администрация не несет ответственности за сохранность вещей», ? не более чем попытка ввести покупателя в заблуждение. С юридической точки зрения установку шкафчиков в магазине следует расценивать как предложение заключить договор хранения, а оставление вещей в таких местах ? как фактическое его заключение. Поэтому администрация торговой точки обязана принять все меры для сохранности данного имущества и будет нести ответственность в случае его утраты или повреждения.

Если вы все же по каким-либо причинам предпочитаете не оставлять свои вещи без личного присмотра, можете смело брать их с собой в торговый зал. Запрет администрации на подобные действия не имеет под собой законного основания, но…

Учтите, что на выходе вас могут попросить о досмотре, а поскольку эта процедура с соблюдением всех формальностей отнимает довольно много времени, да и вообще приятного в ней мало, решайте сами, стоит ли так уж настаивать на своем праве.

К сожалению, бывают случаи, когда «строптивого» покупателя вообще отказываются пускать в торговый зал с сумкой. Такие действия можно расценивать как отказ в заключении договора купли-продажи (так на юридическом языке называется обычный процесс покупки), а это уже нарушение норм гражданского законодательства с соответствующими последствиями. Зато нежелание обслуживать покупателя без инвентарной корзины или тележки со стороны продавца вполне правомерно, ведь, согласно Постановлению, отбор товаров покупателями в сумки, пакеты, портфели, иные подобные принадлежащие покупателям вещи не производится.

А вот преградить вход в торговый зал покупателю с собакой или кошкой администрация имеет право: с этими животными появляться в магазинах запрещено.

Кручу-верчу, купить хочу

Ассортимент товаров в любом современном магазине настолько широк, что покупателю, дабы разобраться в этом многообразии, остается лишь скрупулезно изучить все сведения о будущей покупке. Цена, условия приобретения, гарантийный срок, если он установлен, рекомендации по приготовлению (для некоторых пищевых продуктов), дата изготовления (фасования) и (или) срок службы, ? список можно продолжать бесконечно. Все это ? информация о товаре, которую имеет право получить потребитель. Причем оно строго защищается законом, и главным примером этого является право оплачивать товар по той цене, которая проставлена на ценнике в торговом зале, даже если она указана там неправильно и в несколько раз ниже настоящей цены. Отсутствие информации о товаре или несоответствие ее действительности может служить основанием, чтобы в дальнейшем требовать расторжения договора купли-продажи.

Будьте внимательны, когда берете продукты на развес. Бывает, что на них указывается вес брутто, то есть вес вместе с упаковкой товара, хотя вы вовсе не обязаны за нее платить. Если заметили это, требуйте перевесить товар и сосчитать его стоимость по весу нетто.

Еще одна особенность национальной торговли уходит корнями в советские времена и по сей день имеет своих пламенных приверженцев в среде работников прилавка. Это пресловутые железные клипсы, которыми на производстве схватываются концы палок колбас и колбасных сыров. Помните, что закон требует освобождения товаров от тары, оберточных и увязочных материалов и металлических клипс до их продажи.

Досадные неприятности

В торговом зале вас может подстерегать досадная неприятность: неловко повернувшись, вы задеваете какую-нибудь банку с томатным соком или соусом и разбиваете ее. Конечно, в девяти случаях из десяти оплатить нанесенный магазину ущерб совершенно справедливо потребуют от покупателя. Однако ответственность последнего в подобном случае наступает лишь при наличии его вины (с умыслом или по неосторожности) и ее доказанности. При этом есть прямая зависимость от того, соблюдаются ли в магазине установленные нормы и правила, определяющие расстояния между стеллажами и витринами, и условия выкладки товара, одним из которых является рациональность и безопасность для покупателя. Так что если администрация экономит на торговых площадях, и покупателям трудно разминуться в узких проходах, ей вряд ли удастся доказать вашу вину.

Обратите внимание, если в процессе шопинга вы решили перекусить пачкой печенья или утолить жажду глотком минералки, придется потерпеть, поскольку вы не имеете права употреблять товар до его оплаты.

Подходя к кассам, не спешите расслабляться

Пробравшись через все приключения к кассе, не спешите расслабляться ? обязательно проверьте деньги и чек, не отходя от нее. Ведь при возникновении спора об ошибке в выдаче сдачи покупатель имеет право потребовать от продавца проведения сверки показаний контрольной ленты кассового аппарата с фактической суммой наличных денежных средств в ящике для денег (или ином месте аналогичного назначения).

Не стесняйтесь показаться скрягой или задержать очередь за вами. Увы, случаи обсчета ? не такая уж редкость, а значит, лучше перестраховаться.

Итак, мы совершили «путешествие» по магазину и направляемся к выходу. Но и здесь покупателя могут подстерегать неприятности: заподозрив в мелком хищении товара, охранники могут потребовать дать им возможность обыскать вас. Правы в своих подозрениях охранники или нет, но они не имеют права производить личный досмотр или досмотр ваших вещей. Уполномочены на это только работники милиции, да и то в присутствии понятых и с составлением протокола. Так что если администрация настаивает на своем, требуйте вызвать сотрудников органов внутренних дел и помните: если вы мужчина, то досмотр не должна проводить женщина, и наоборот.

Свои претензии к продавцу или торговому объекту в целом в первую очередь можно отразить в Книге замечаний и предложений. Она предъявляется по первому обращению покупателя, причем продавец не вправе требовать предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения в книгу замечания и (или) предложения.

Покупателю было бы полезно знать и несколько пунктов из Правил поведения продавца, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь, чтобы в случае необходимости отстаивать свои права:

Итак, продавец обязан:

  • вежливо и предупредительно обслуживать покупателей, не вступать в споры и пререкания, не отвлекаться от исполнения своих обязанностей;
  • при возникновении конфликта с покупателем пригласить руководителя (администрацию) торгового объекта;
  • консультировать покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними, ценах. Предлагать новые, взаимозаменяемые товары и товары сопутствующего ассортимента.

Продавец в торговом зале (на рабочем месте) не имеет права:

  • обслуживать покупателей сидя;
  • принимать пищу, курить, читать, вести частные разговоры;
  • покидать рабочее место, не закончив обслуживание покупателей (продавец может уходить с рабочего места только в случае замены его другим продавцом).

Последние новости

Общество

О важнейших событиях в строительной отрасли района рассказывает начальник отдела архитектуры и строительства Осиповичского райисполкома

10 августа 2025
Читать новость
Общество

Будаўнікі новага пакалення. Хто рыхтуе кадры для будаўнічых арганізацый рэгіёна, вырашылі даведацца напярэдадні іх прафесійнага свята.

10 августа 2025
Читать новость
Общество

10 августа – День строителя

10 августа 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 9 августа для всех знаков зодиака

9 августа 2025
Читать новость
Общество

Расписание поезда Осиповичи-Гродзянка (тестовый период эксплуатации)

8 августа 2025
Читать новость
Общество

Мнением об интервью Александра Лукашенко американскому журналу Time делится первый секретарь РК БРСМ Юлиана Варавко

8 августа 2025
Читать новость

Рекомендуем