Идея есть. Дело за достойным воплощением

Идея есть. Дело за достойным воплощением

Закрытая презентация образовательного выставочного проекта “1872 год: ровесники Осиповичей” состоялась 15 июля в районном краеведческом музее. Авторский коллектив поставил перед собой необычную задачу: соотнести в интерактивной форме момент возникновения нашего города с другими событиями этого года и биографиями знаменитых людей, родившихся 150 лет назад.

Планируется, что после некоторой доработки по рекомендациям экспертов, работников учреждений культуры, педагогов, краеведов и зрителей он отправится на Национальный форум “Музеи Беларуси” в Витебске, который проводится раз в четыре года.

И здесь хотелось бы обратиться к землякам за помощью. Какой именно — в конце материала. А пока познакомимся с некоторыми из ровесников Осиповичей, о которых рассказывает музейный проект.

Вадим Александрович Юревич (1872-1964)

Врач, доктор медицины, профессор-бактериолог, видный деятель в области общественного здравоохранения.

Родился в Осиповичах, учился в варшавской гимназии. Окончил с отличием Императорскую военно-медицинскую академию и был оставлен в ней для научной работы. Внес весомый вклад в изучение гнойных инфекций и иммунной системы человека. Участвовал в работе исследовательских групп, совершивших ряд важных открытий в области изучения состава крови. Был одним из пионеров плазмафереза — очистки крови от токсичных компонентов.

Плазмаферез стал широко востребован только с 70-х годов прошлого века, когда медицинские технологии достигли необходимого уровня развития, сейчас этот метод успешно применяется для лечения большого числа заболеваний, в том числе тяжелых аутоиммунных патологий.

В годы Первой мировой войны Юревич обеспечивал медицинскую защиту военнопленных на Кавказе. В 1916 году выезжал в Бухару для борьбы с эпидемией сыпного тифа.

Участник Февральской революции 1917 года, активно поддерживал Временный комитет Государственной думы в период свержения императора Николая ІІ.

1 марта назначен “общественным градоначальником” российской столицы, возглавлял Петроградскую городскую милицию. С июня 1917 и до падения Временного правительства исполнял обязанности начальника Главного военно-санитарного управления русской армии.

Во время гражданской войны состоял в медицинской службе добровольческой армии. После разгрома белого движения эмигрировал в Константинополь. В 1922 году переехал в Прагу, где вернулся к научной деятельности. Сотрудничал с Пастеровским институтом, в 30-е годы занимался организацией медицинской службы во французском Индокитае. В 1946 году уехал в США. Похоронен на русском православном кладбище в Джексоне, Нью-Джерси.

Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)

Композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке.

Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввел понятие “светомузыка”.

Новатор, которого современники называли композитором-философом. В последние годы жизни мечтал воплотить в жизнь не-обыкновенное действо из всех видов искусства — музыки, танца, пения, архитектуры, живописи — которое, по его мнению, должно было совершить настоящую культурную революцию. Но осуществить свою грандиозную идею не успел. Скрябин скончался от заражения крови, наступившего в результате карбункула (гнойного воспаления) на верхней губе.

В 1911 году композитор написал одно из самых знаменитых своих произведений — симфоническую поэму “Прометей”, музыка в которой визуализировалась светом.

Композитор сконструировал цветовой круг и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой — “Luce”. В то время технически осуществить свето-цвето-симфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без световой партии.

Творчество Скрябина было востребовано современниками, однако, по мнению музыковедов, по-настоящему его музыка была оценена только в середине 70-х годов XX века, когда в ней увидели “не только и не столько аффект, сколько порядок, парадоксальную логику и математическую соразмерность частей и целого”.

Идеи композитора-философа повлияли и на современную поп-культуру. Последователем Скрябина и законодателем моды в использовании световых и цветовых эффектов для визуализации музыки на концертных выступлениях стала культовая рок-группа “Пинк Флойд”.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957)

Российский, советский и белорусский живописец-пейзажист, народный художник БССР и РСФСР действительный член Академии художеств СССР, член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, Ассоциации художников революционной России. Развивал традиции русского лириче-ского пейзажа конца XIX века.

Родился в деревне Крынки (современный Белыничский район Могилёвской области) в семье мелкого арендатора. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, работал в мастерской Исаака Левитана. Известность к живописцу пришла в 1897 году после успешного участия в ряде российских и международных выставок. Пейзаж “Вечные снега”, экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1909 году Бялыницкий-Бируля удостаивается звания академика живописи. В 1911 году картина “Час тишины” получила две медали: почетную — в Мюнхене, бронзовую — в Барселоне.

Не менее плодотворной была и дальнейшая творческая деятельность художника. Его картины находятся в Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, музеях Могилёва, Белыничей, а также Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева.

В Белыничском районе проводятся международные пленэры, лучшие работы которых пополняют фонды художественных музеев.

Александр Сергеевич Раевский (1872-1924)

Российский инженер, ученый, конструктор паровозов.

С участием или под руководством Раевского были разработаны паровозы Щ, Щп, Ъч, Уу, Лп, М, которые составляли значительную часть локомотивного парка Российской империи и СССР (до конца 1930-х годов).

Локомотив Лп до конца 1920-х являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе.

23 января 1924 года паровоз У-127 провел траурный поезд с телом В.И. Ленина от платформы Герасимовской до Павелецкого вокзала.

Совместно с инженером Я.М. Гаккелем в 1921-1923 гг. Раевский трудился над проектом одного из первых в мире магистральных тепловозов Щ-ЭЛ-1, для которого разработал кузов и ходовую часть.

С 1920 года Александр Сергеевич Раевский (одновременно с основной работой на Путиловском заводе) являлся профессором и преподавал в Петро-градском политехническом институте. Он был автором ряда прогрессивных методов расчета, широко применявшихся в советском локомотивостроении.

Трагически погиб 23 июня 1924 года: во время проверки прочности Лихоборского железнодорожного моста близ станции Ховрино (ОктЖД, г. Москва) был сбит испытательным паровозом.

Георгий Васильевич Чичерин (1872-1936)

Российский революционер, советский дипломат и политический деятель.

С юных лет был эрудитом, полиглотом, обладал феноменальной памятью. Серьезно интересовался европейским модернизмом, был одним из выдающихся пропагандистов творчества Вагнера, Моцарта и Ницше в России.

Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.

В 1898 г. поступил на службу в Министерство иностранных дел. Увлекшись левыми политическими идеями, вступил в РСДРП и вскоре стал одним из лидеров Заграничного центрального бюро партии.

После Февральской революции занимался отправкой полит-эмигрантов из европейских стран в Россию. Прибыл в Петроград 19 января 1918 года, а 21 января стал заместителем наркома иностранных дел Льва Троцкого, которого сменил на посту в мае того же года.

Подписал Брестский мир (3 марта 1918 года). На переговорах в Брест-Литовске дебютировала концепция самоопределения народов, которая во многом сформировала современную политическую карту Европы.

Внес существенный личный вклад в выведение Советской России из международной изоляции, заключив выгодные договоры с Эстонией, Турцией, Ираном и Афганистаном, Германией.

Долгое время болел диабетом, из-за ухудшения здоровья ушел в отставку весной 1930 года.

* * *

По задумке музейщиков, каждый из ровесников Осиповичей должен быть представлен через свое достижение. Например, на стенде композитора Скрябина должен быть клавишный инструмент, на котором можно сыграть светомузыкальную композицию, Бялыницкого-Бирули — сложить картину из фрагментов по принципу головоломки-“пятнашки”…

Конечно, всё должно быть сделано на высоком качественном уровне, но ресурсов музея не хватает. Поэтому его работники надеются на участие земляков и примут в дар или во временное пользование следующие предметы: небольшой клавишный инструмент, материалы для деревянных пазлов и конструкторов (приветствуется оказание помощи в изготовлении), старые, желательно мощные электролампы, старинные (можно с повреждениями), рамки для фотографий, счеты, керосиновые лампы, чернильницы, письменные принадлежности, фотографии уже несуществующих или строящихся в период формирования города зданий.

Телефон для справок 25-271.

Последние новости

Общество

В Могилевской области стартовал республиканский семинар-совещание

29 июля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко: Беларусь очень хочет активизировать сотрудничество с Эфиопией

29 июля 2025
Читать новость
Афиша

Что посмотреть на неделе в Осиповичах? Афиша кинотеатра «Родина»

29 июля 2025
Читать новость
Общество

И вновь турслет! Спартакиада работающей молодежи Осиповичского района прошла 25-26 июля

29 июля 2025
Читать новость
Общество

“Знакомый мужчина при выгуле на улице бьет свою собаку. Как это остановить?” Отвечает участковый инспектор милиции

29 июля 2025
Читать новость
Общество

Хроника происшествий в Осиповичском районе с 21 по 17 июля

29 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем