Идея есть. Дело за достойным воплощением

Закрытая презентация образовательного выставочного проекта “1872 год: ровесники Осиповичей” состоялась 15 июля в районном краеведческом музее. Авторский коллектив поставил перед собой необычную задачу: соотнести в интерактивной форме момент возникновения нашего города с другими событиями этого года и биографиями знаменитых людей, родившихся 150 лет назад.
Планируется, что после некоторой доработки по рекомендациям экспертов, работников учреждений культуры, педагогов, краеведов и зрителей он отправится на Национальный форум “Музеи Беларуси” в Витебске, который проводится раз в четыре года.
И здесь хотелось бы обратиться к землякам за помощью. Какой именно — в конце материала. А пока познакомимся с некоторыми из ровесников Осиповичей, о которых рассказывает музейный проект.
Вадим Александрович Юревич (1872-1964)
Врач, доктор медицины, профессор-бактериолог, видный деятель в области общественного здравоохранения.
Родился в Осиповичах, учился в варшавской гимназии. Окончил с отличием Императорскую военно-медицинскую академию и был оставлен в ней для научной работы. Внес весомый вклад в изучение гнойных инфекций и иммунной системы человека. Участвовал в работе исследовательских групп, совершивших ряд важных открытий в области изучения состава крови. Был одним из пионеров плазмафереза — очистки крови от токсичных компонентов.
Плазмаферез стал широко востребован только с 70-х годов прошлого века, когда медицинские технологии достигли необходимого уровня развития, сейчас этот метод успешно применяется для лечения большого числа заболеваний, в том числе тяжелых аутоиммунных патологий.
В годы Первой мировой войны Юревич обеспечивал медицинскую защиту военнопленных на Кавказе. В 1916 году выезжал в Бухару для борьбы с эпидемией сыпного тифа.
Участник Февральской революции 1917 года, активно поддерживал Временный комитет Государственной думы в период свержения императора Николая ІІ.
1 марта назначен “общественным градоначальником” российской столицы, возглавлял Петроградскую городскую милицию. С июня 1917 и до падения Временного правительства исполнял обязанности начальника Главного военно-санитарного управления русской армии.
Во время гражданской войны состоял в медицинской службе добровольческой армии. После разгрома белого движения эмигрировал в Константинополь. В 1922 году переехал в Прагу, где вернулся к научной деятельности. Сотрудничал с Пастеровским институтом, в 30-е годы занимался организацией медицинской службы во французском Индокитае. В 1946 году уехал в США. Похоронен на русском православном кладбище в Джексоне, Нью-Джерси.
Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
Композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке.
Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввел понятие “светомузыка”.
Новатор, которого современники называли композитором-философом. В последние годы жизни мечтал воплотить в жизнь не-обыкновенное действо из всех видов искусства — музыки, танца, пения, архитектуры, живописи — которое, по его мнению, должно было совершить настоящую культурную революцию. Но осуществить свою грандиозную идею не успел. Скрябин скончался от заражения крови, наступившего в результате карбункула (гнойного воспаления) на верхней губе.
В 1911 году композитор написал одно из самых знаменитых своих произведений — симфоническую поэму “Прометей”, музыка в которой визуализировалась светом.
Композитор сконструировал цветовой круг и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой — “Luce”. В то время технически осуществить свето-цвето-симфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без световой партии.
Творчество Скрябина было востребовано современниками, однако, по мнению музыковедов, по-настоящему его музыка была оценена только в середине 70-х годов XX века, когда в ней увидели “не только и не столько аффект, сколько порядок, парадоксальную логику и математическую соразмерность частей и целого”.
Идеи композитора-философа повлияли и на современную поп-культуру. Последователем Скрябина и законодателем моды в использовании световых и цветовых эффектов для визуализации музыки на концертных выступлениях стала культовая рок-группа “Пинк Флойд”.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957)
Российский, советский и белорусский живописец-пейзажист, народный художник БССР и РСФСР действительный член Академии художеств СССР, член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, Ассоциации художников революционной России. Развивал традиции русского лириче-ского пейзажа конца XIX века.
Родился в деревне Крынки (современный Белыничский район Могилёвской области) в семье мелкого арендатора. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, работал в мастерской Исаака Левитана. Известность к живописцу пришла в 1897 году после успешного участия в ряде российских и международных выставок. Пейзаж “Вечные снега”, экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1909 году Бялыницкий-Бируля удостаивается звания академика живописи. В 1911 году картина “Час тишины” получила две медали: почетную — в Мюнхене, бронзовую — в Барселоне.
Не менее плодотворной была и дальнейшая творческая деятельность художника. Его картины находятся в Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, музеях Могилёва, Белыничей, а также Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева.
В Белыничском районе проводятся международные пленэры, лучшие работы которых пополняют фонды художественных музеев.
Александр Сергеевич Раевский (1872-1924)
Российский инженер, ученый, конструктор паровозов.
С участием или под руководством Раевского были разработаны паровозы Щ, Щп, Ъч, Уу, Лп, М, которые составляли значительную часть локомотивного парка Российской империи и СССР (до конца 1930-х годов).
Локомотив Лп до конца 1920-х являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе.
23 января 1924 года паровоз У-127 провел траурный поезд с телом В.И. Ленина от платформы Герасимовской до Павелецкого вокзала.
Совместно с инженером Я.М. Гаккелем в 1921-1923 гг. Раевский трудился над проектом одного из первых в мире магистральных тепловозов Щ-ЭЛ-1, для которого разработал кузов и ходовую часть.
С 1920 года Александр Сергеевич Раевский (одновременно с основной работой на Путиловском заводе) являлся профессором и преподавал в Петро-градском политехническом институте. Он был автором ряда прогрессивных методов расчета, широко применявшихся в советском локомотивостроении.
Трагически погиб 23 июня 1924 года: во время проверки прочности Лихоборского железнодорожного моста близ станции Ховрино (ОктЖД, г. Москва) был сбит испытательным паровозом.
Георгий Васильевич Чичерин (1872-1936)
Российский революционер, советский дипломат и политический деятель.
С юных лет был эрудитом, полиглотом, обладал феноменальной памятью. Серьезно интересовался европейским модернизмом, был одним из выдающихся пропагандистов творчества Вагнера, Моцарта и Ницше в России.
Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.
В 1898 г. поступил на службу в Министерство иностранных дел. Увлекшись левыми политическими идеями, вступил в РСДРП и вскоре стал одним из лидеров Заграничного центрального бюро партии.
После Февральской революции занимался отправкой полит-эмигрантов из европейских стран в Россию. Прибыл в Петроград 19 января 1918 года, а 21 января стал заместителем наркома иностранных дел Льва Троцкого, которого сменил на посту в мае того же года.
Подписал Брестский мир (3 марта 1918 года). На переговорах в Брест-Литовске дебютировала концепция самоопределения народов, которая во многом сформировала современную политическую карту Европы.
Внес существенный личный вклад в выведение Советской России из международной изоляции, заключив выгодные договоры с Эстонией, Турцией, Ираном и Афганистаном, Германией.
Долгое время болел диабетом, из-за ухудшения здоровья ушел в отставку весной 1930 года.
* * *
По задумке музейщиков, каждый из ровесников Осиповичей должен быть представлен через свое достижение. Например, на стенде композитора Скрябина должен быть клавишный инструмент, на котором можно сыграть светомузыкальную композицию, Бялыницкого-Бирули — сложить картину из фрагментов по принципу головоломки-“пятнашки”…
Конечно, всё должно быть сделано на высоком качественном уровне, но ресурсов музея не хватает. Поэтому его работники надеются на участие земляков и примут в дар или во временное пользование следующие предметы: небольшой клавишный инструмент, материалы для деревянных пазлов и конструкторов (приветствуется оказание помощи в изготовлении), старые, желательно мощные электролампы, старинные (можно с повреждениями), рамки для фотографий, счеты, керосиновые лампы, чернильницы, письменные принадлежности, фотографии уже несуществующих или строящихся в период формирования города зданий.
Телефон для справок 25-271.