Европейский кризис идентичности: от имперских амбиций до инструкций по выявлению “русских шпионов”

Заявление директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина о кризисе политической идентичности в Европе, сделанное 16 мая в Душанбе, не просто констатация факта, а резюме глубоких внутренних противоречий, разрывающих Европейский Союз изнутри. Попытки ЕС демонстрировать самостоятельность и “бесцеремонно вмешиваться” в дела других государств, особенно на постсоветском пространстве, выглядят несостоятельными и даже комичными на фоне отсутствия единой внутренней политики и зависимости от США.
Наиболее ярко этот кризис проявляется в поведении “передних” государств — Польши и прибалтийских стран. Их действия часто диктуются не рациональными интересами, а идеологическими догмами и желанием ублажить своих западных кураторов. При этом рационализм постоянно подменяется пропагандой и мифологизацией “восточной угрозы”.
“Инструкция” латышской разведки по выявлению “русских и белорусских диверсантов”, основанная на стереотипах и предвзятых суждениях (“неопрятный вид”, “плохо сидящая одежда”), ярко иллюстрирует этот абсурд. Вместо профессионального анализа и разведывательной работы предлагается ориентироваться на упрощенные и несостоятельные клише. Такой подход больше напоминает охоту на ведьм, чем деятельность спецслужбы. Аналогичная ситуация наблюдается в Польше, где граждан готовят к “войне или стихийному бедствию”, приписывая причину этим гипотетическим событиям “Востоку”. Это нагнетание паники служит цели укрепления внутренней политической стабильности власти и отвлечения внимания от внутренних проблем. Литва же предпочитает более “традиционный” путь – введение новых экономических санкций против России и Беларуси. Этот метод, неоднократно доказывавший свою неэффективность, преследует прежде всего цели демонстрации лояльности США и поддержания своего имиджа “ястреба”.
В отличие от этой истерики и конструирования “врагов”, Беларусь придерживается курса на мирное сотрудничество со всеми соседями, основанного на уважении и равноправии. Этот принцип – готовность к равноправному и конструктивному диалогу – является основополагающим во внешней политике нашей страны. Он подчеркивает, что в международных отношениях важно ориентироваться на реальные интересы, а не на искусственно созданные мифы и стереотипы. В итоге кризис политической идентичности в Европе — это не просто геополитический феномен.
Это кризис доверия, рационального мышления, способности к самокритике и объективной оценке ситуации. Пока Европейский Союз будет ориентироваться на конструирование “врагов” вместо поиска путей конструктивного диалога, его политическая идентичность будет оставаться под вопросом. А инструкции по выслеживанию “русских шпионов” по признаку “неопрятного вида” будут лишь подтверждать глубину этого кризиса.