БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

За нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов предусмотрена административная ответственность по ст. 22.10 КоАП.
Сельский исполком в рамках своей компетенции может выносить гражданам предписания с указанием статьи КоАП об устранении нарушений, предусмотренных Правилами благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденными постановлением
Совмина от 28.11.2012 N 1087 (далее – Правила N 1087). Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 85 КоЗ землепользователи обязаны:
– использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с целевым назначением и условиями отвода земельных участков;
– осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные п. 1 ст. 106 КоЗ;
– своевременно вносить плату за пользование земельными участками;
– соблюдать установленные в соответствии с КоЗ и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков;
– не нарушать права иных землепользователей;
– возвратить предоставленные во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;
– соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе условия земельного сервитута.
Согласно п. 1 ст. 106 КоЗ землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков следующие мероприятия по охране земель:
– благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;
– сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;
– защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения (засорения) отходами, химическими и радиоактивными веществами, от иных вредных воздействий; предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками; сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;
– восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные, земли;
– снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.
На структурные подразделения землеустройства местных исполкомов исходя из компетенции местного исполкома в области использования и охраны земель возлагаются в том числе функции по осуществлению от имени местных исполкомов госконтроля за использованием и охраной земель.
Также местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по организации работ по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории и привлечению населения к выполнению этих работ.
В свою очередь, землепользователями осуществляются работы по благоустройству и содержанию территории за счет собственных средств в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с целевым назначением и согласно законодательству архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, охране и использовании земель, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве, а также согласно жилищному законодательству .
Так, благоустройство и содержание (эксплуатация) земельного участка, предоставленного для обслуживания одноквартирного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, и включает в том числе санитарную очистку и уборку территории, в том числе сбор и удаление коммунальных отходов.
При неосуществлении гражданами мероприятий по охране земель, указанных в п. 1 ст. 106 КоЗ право частной собственности на земельный участок прекращается при принудительном изъятии земельного участка по судебному постановлению.
Судебное постановление о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательными актами, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания госоргана, осуществляющего госконтроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок нарушений законодательства об охране и использовании земель.
Одним из госорганов, осуществляющих госконтроль за использованием и охраной земель, который имеет право выносить предписания, является сельский исполком. Сельский исполком относится к первичному территориальному уровню (ст. 2 Закона от. Особенности компетенции сельских исполкомов (исполкомов первичного уровня) определены ст. 44 Закона от 04.01.2010 N 108-3.
Так, сельские исполкомы в том числе:
– обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории;
– рассматривают вопросы о необходимости привлечения к ответственности граждан; о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде; в случае невыполнения ими решений
Совета, исполкома первичного уровня, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства и вносят соответствующие предложения в исполком базового уровня;
– осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом от 04.01.2010 N 108-3 и другими актами законодательства.
Таким образом, с учетом вышеизложенного сельский исполком в рамках компетенции имеет право выносить предписания гражданам с указанием статьи КоАП об устранении нарушений, предусмотренных Правилами N 1087.
Так за нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов предусмотрена административная ответственность по ст. 22,10 КоАП. Также предусмотрена административная ответственность за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений по ст. 24.1 КоАП.