Анатолий Моисеев. Кто он: художник, резчик по дереву, гравер, дизайнер, оформитель, монументалист, иллюстратор, осиповчанин, любящий свой город? Да, пожалуй, всё это о нем

Детство
Анатолий Семенович не сторонник авангардного искусства, однако в его жизни был перфоманс, который и сейчас вспоминает с улыбкой. Когда-то трехлетним мальчуганом залез в отцовский этюдник, старательно раскрутил тюбики с масляной краской и стал поочередно выдавливать их содержимое, нанося на себя изображение в духе Джексона Поллока и восхищаясь результатом. Родители эмоции мальчика не разделили, но это не помешало его увлечению искусством. Тем более перед глазами был пример отца.
Семен Михайлович — фронтовик, после войны служил в одной из воинских частей, затем работал в леспромхозе. А в свободное время рисовал. Тогда были популярны настенные ковры. Тканые, естественно, были недоступны. И Семен стал изготавливать их из брезента или ткани, нанося орнамент в духе местных традиций. Технология была сложной, т.к. изображение наносилось многослойно. Когда Анатолий и его старшая сестра Людмила подросли, стали помогать отцу закрашивать фон.
Годы становления
Выбор профессии — дело ответственное. Окончательное решение парень принимал постепенно. Очень благодарен школьным учителям, которые помогли раскрыть его способности и направить в нужное русло. Стенгазеты, “Комсомольский прожектор”, эксклюзивные открытки-поздравления родным изготавливал не один год, а после девятого класса юношу приняли в кинотеатр “Родина”, где он на протяжении месяца замещал оформителя, рисовал рекламные объявления, афиши. Первые деньги заработал за анонс кинофильма “Шербургские зонтики”.
Получив аттестат зрелости, уже точно знал, что хочет реализоваться в искусстве. Правда, поступить было сложно: конкурсы огромные, а группы набирали небольшие, поэтому с первой попытки стать студентом не получилось. Но целеустремленный человек преодолеет все преграды. Так и Анатолию Моисееву спустя время удалось окончить Бобруйское художественное училище, Белорусский театрально-художественный институт, пройти двухгодичный курс отделения станковой живописи и графики Московского заочного университета искусств. Между этими событиями отслужил в армии, где занимался радиосвязью, а по вечерам рисовал агитационные плакаты, выполнял другую оформительскую работу. Еще и жениться успел — на девушке из своего города, с которой встречались уже пять лет. Поработал Анатолий Моисеев оформителем и на Минском автозаводе, параллельно посещая художественную студию Анатолия Барановского во Дворце культуры МТЗ. Словом, подготовку прошел основательную.
Художник-монументалист
Но найти свое место в жизни художнику всегда непросто. После окончания учебы он отправился в Могилёвский филиал “Мастацтва”, затем перевелся в Бобруйские художественно-творческие мастерские.
Заказы поступали различные. Работал в монументальной живописи, например, оформлял столовые и рестораны в Пуховичах, детские сады №№ 3 и 6, СШ № 5 и ресторан “Юбилейный” в Осиповичах.
Важной частью своей творческой деятельности считает роспись культовых сооружений нашего города — Свято-Введенского храма и храма в честь иконы Божией Матери “Смоленская”, для которых не только подбирал интерьерное решение, но и сам наносил орнамент, изображения, ангелов, каждый из которых имеет свое лицо. К работе в церкви заранее готовился, не только рисуя эскизы и согласовывая их с высшим духовенством, но и проходя духовное “переформатирование”. Вообще отношения с Богом у Анатолия Семеновича свои: “Я его чувствую по-своему”.
Разные грани творчества
Творческие умения и способности Анатолия Моисеева находят реализацию в разных направлениях. Так, он стал автором памятника кавалеристам на улице Гармашева; разработал макет стелы для Осиповичского гарнизона; во время работы на ОЗАА занимался не только ландшафтным дизайном и оформлением интерьера, но и совместно с инженерами-конструкторами с помощью современных компьютерных программ разрабатывал и изготавливал в натуральную величину макеты сидений для разных видов автомобилей, которые затем были внедрены в производство. Имеет несколько патентов.
Немалое место в жизни живописца занимает и книжная графика. Он не раз сотрудничал с издательствами, оформлял обложки книг. С особым трепетом подходит к иллюстрациям для детской литературы.
Во время работы по оформлению различных помещений пришлась кстати и первая профессия резчика по дереву, полученная когда-то в училище. В свое время и мебель изготавливать приходилось.
Диапазон его творческих способностей широк, но значительное место в нем занимает создание картин. Пастель, акварель, масло, графические работы. Каталог не создавал, но десять лет назад решил подсчитать написанные картины. Получилось около 600. Сейчас их гораздо больше. Многие были реализованы во время проведения различных мероприятий, в столичных салонах. Часть хранится дома, есть работы у его детей. Картины кисти Анатолия Моисеева не раз участвовали в республиканских и областных выставках, а в 2018 году проходила персональная выставка члена Белорусского союза дизайнеров в районном историко-краеведческом музее.
Надежный тыл
Своим главным критиком мастер считает жену Надежду, которая за годы совместной жизни научилась анализировать работы, оценивать настроение картины, по-своему направлять супруга. Творческие способности передались и молодому поколению Моисеевых. Сыновья Павел и Илья пробуют себя в живописи; дочь Ольга изготавливает эксклюзивные поделки из кожи.
Анатолий Моисеев в своей профессиональной деятельности создал много прекрасного, но свое творчество оценивает скромно, а главным достижением считает детей и внуков.