Сегодня День белорусской науки

Современная молодежь разная, и общего аршина для ее измерения не найдешь. Но в психологии поколения “зумеров” есть основные закономерности, и ученые их выявляют. Что важно: одного из исследователей мы можем называть своим земляком.
Доктор психологических наук, профессор кафедры инноватики и предпринимательской деятельности экономического факультета БГУ Любовь Шумская почти не помнит Осиповичи, поскольку провела здесь лишь самые юные годы. Но к происходящему в нашем крае относится с интересом, прежде всего, с позиций своих научных изысканий. Область ее интересов — воспитательные аспекты социализации учащейся и студенческой молодежи в современных условиях, в том числе в контексте региональных отличий. Учащуюся молодежь Осиповичского района можно считать типичной, и в этом кроется позитивная оценка, ведь проведенные профессором Шумской многолетние социально-психологические исследования показывают, что “в своем подавляющем большинстве сегодня у нас хорошая молодежь. Но это уже другая молодежь, которая определяет свои жизненные ориентиры исходя из принципиально иной шкалы приоритетов”.
С выводами одного из ведущих разработчиков Программ воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Закона Республики Беларусь “Об основах государственной молодежной политики” и Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ стоит ознакомиться, даже если придется неспешно подумать над специфической терминологией в приводимых цитатах.
Кто вы, дети интернета?
По мнению Любови Ивановны, современных юношей и девушек можно назвать “поколением Сети”, поскольку их мировосприятие формируется под прессом мощнейших, но малоконтролируемых потоков информации. В этом есть очевидные достоинства и требующие осмысления угрозы. Современные информационные технологии позволяют легко манипулировать сознанием, вплоть до разрушения традиционных представлений о добре и зле, нравственности и справедливости, разбалансированности поведения. Ученый уверена, что “синдром “оранжевых революций” — это, прежде всего, информационно-психологическое воздействие на личность, нацеленное на переориентацию ценностной картины мира”.
Но это воздействие на молодежь вообще. Что же касается Беларуси, то здесь реалии и проблемы планетарного масштаба вступают во взаимодействие с качественными изменениями, которые происходят в жизни общества, развитии экономики, государственном строительстве.
Наиболее значимо влияние этих процессов на студентов ведущих вузов, поскольку именно эта часть молодежи является ее интеллектуальным ядром и основным потенциалом будущей руководящей элиты. Но здесь, как подчеркивает профессор Шумская, наша студенческая молодежь делает правильный выбор. Ее приоритетами являются стремление к полноценной самореализации, ориентация на достойную жизнь в обществе, утверждение индивидуальности при умении жить в поликультурном мире.
Молодежь всё более четко осознает, что перспективы и возможности человека зависят от него самого: способностей, которыми он обладает, и усилий, которые прилагает для достижения целей.
Индивидуалист с жилкой традиционализма
Профессор Шумская на основании исследования, проведенного среди около 6 000 студентов, выделяет ряд побудительных мотивов, понимание которых позволяет увидеть мир глазами молодых.
Современный студент желает получить образование для того, чтобы реализовать свои способности в деле, которое ему интересно, и рассматривает заработок как мерило степени свободы: “Мотивы социального и гражданского плана (став специалистом, активно способствовать социально-экономическому развитию своей страны) уступают по значимости профессиональным и индивидуально-личностным мотивам”.
В отношении к своей стране (гражданственность и патриотизм) четко проявляется ориентация на социальное партнерство. Более половины (54,7%) опрошенных готовы с полной отдачей работать на процветание Родины, при условии, что “<…> Родина тоже разделяет мои заботы”. Выбор такого формата взаимоотношений между обществом и личностью — признак способности самостоятельно принимать решения и готовности выстраивать персональную стратегию собственной жизни. В целом, такой подход конструктивен, но существует угроза, которую нужно учитывать, глядя на опыт других стран: “Крайним выражением индивидуализма является “идеология приватизма”, направленная на внедрение в молодежную среду морали вседозволенного, эгоистического отношения к жизни”.
Это проблема, поскольку к категории “член команды” относят себя 39,1% опрошенных студентов, а называют себя одиночками — 40,2%. Однако оценивать эти цифры профессор Шумская рекомендует с поправкой на национальный менталитет: “Для нашей молодежи традиционная славянская общинность оказалась не потерянной <…>, а ее индивидуализм не агрессивный и не отгороженный”.
Портрет героя нашего времени
Если современная молодежь психологически отличается от более старших поколений, это неизбежно сказывается на характере человеческих взаимоотношений.
Как выявила профессор Шумская, прямое воспитательное воздействие вызывает отторжение. Причем это касается не только старших (родителей и педагогов): “На вопрос “как вы обычно поступаете, если в чем-то не согласны со своей дружеской компанией?” 80,7% опрошенных ответили “поступлю так, как считаю нужным”.
Такой ответ косвенно указывает на отсутствие социально востребованных идеалов и моделей поведения, которые бы воплощали ожидания наиболее активной части молодежи. Однако потребность в них есть, и возникает важный нюанс, на который 100 лет назад обратил внимание классик мировой психологии Лев Выготский: “Воспитывать — значит всемерно содействовать в организации жизни”.
Любовь Шумская не сомневается, что именно этот тезис лежит в основе государственной молодежной политики Республики Беларусь, которая задает разумный вектор развития личности, но не ограничивает возможностей ее роста. И в этом плане особую ценность представляет то, что в стране “созданы должные предпосылки для активизации <…> деятельности молодежи в самом широком смысле слова”. В том числе и предпринимательстве, которое у молодежи ассоциируется с такими качествами, как стремление бороться и побеждать, заряженностью на достижение успеха, способностью обучаться и принимать решения, креативностью, адекватностью самооценки, готовностью к риску.
На такого “рыцаря индустрии” действительно хочется быть похожим!
При подготовке материала использованы работы “Социально–психологические особенности процесса социализации современных студентов” (Л.И. Шумская, И.В. Ильин) и “Актуальность идей А.С. Макаренко о воспитании в условиях новой социальной реальности” (Л.И. Шумская), опубликованные в сборнике научных статей МГУ “Молодежная политика: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития” и монографии “Личностно–профессиональное становление студентов в процессе социализации”.