История успеха одной из знаковых персон осиповичской системы образования

Личность
Леонилла Ивановна
Народная мудрость утверждает, что человеку должно повезти в жизни три раза: от кого родиться, у кого учиться, с кем создать семью. У Леониллы Моисеенко это тройное везение было. Но только ли оно стало основой истории успеха одной из знаковых персон осиповичской системы образования?
Рожденная в эпоху великих свершений
Родители Иван и Анна Федорук встретились в 1942 году в Восточной Пруссии. Находились они там не по своей воле: пришлось быть остарбайтерами и работать на местного фермера. После освобождения Ивана призвали в Красную армию, а Анну приняли на работу в госпиталь. Иван Антонович был тяжело ранен, долго лечился в госпитале, а потом приехал в Пружанский район Брестской области, где жила Анна Антоновна. Чета Федорук вырастила четверых детей и постаралась каждому дать самое лучшее образование.
О школьных годах у Леониллы Ивановны остались необычные воспоминания:
— Я училась в экспериментальной школе–интернате, куда производился специальный отбор. Таких школ в Брестской области было две, одна — в Пружанах…
Эти учебные заведения ориентировались на всестороннее развитие детей через внеурочную занятость научной деятельностью и творчеством. Можно сказать, что это был прообраз созданных позднее учебно-производственных комбинатов по допрофессиональной подготовке школьников (УПК), а также сегодняшних лицеев и гимназий. В школе была очень хорошая библиотека, уделялось много внимания оснащению кабинетов. Но главное — педагоги видели в учениках личности и старались развивать способности каждого.
С творчеством не сложилось, а с наукой дела шли успешно. Эксперименты по химии, участие в областной олимпиаде по этому предмету, опыты с растениями и поездка в Москву на ВДНХ…
Педагогом Леонилла Ивановна стала не сразу, и предшествовали тому также необычные обстоятельства. В СССР с конца 30-х и до середины 60-х годов генетика с “легкой руки” академика Трофима Лысенко считалась буржуазной лженаукой и развивалась в определенном смысле подпольно. Ущерб развитию биологических знаний был нанесен огромный, и его нужно было восполнять, в том числе формируя молодую генерацию ученых. Так что студентке БГУ, которая за время учебы проявила себя талантливым экспериментатором в области генетики и цитологии, был открыт путь в аспирантуру и далее в профильный институт национальной Академии наук.
Однако выбор был сделан иной — в пользу семьи. Леонилла Моисеенко поехала вместе с мужем в Осиповичи и начала работать учителем химии и биологии в средней школе № 4.
Сделай себя сам
Об этом периоде своей профессиональной биографии Леонилле Ивановне также есть что рассказать:
— Восемь лет работы в школе — это период профессионального становления учителя. Тогда в стране быстрыми темпами развивалась химическая индустрия, а школьная программа изучения этого предмета делала акцент на экспериментальной деятельности. Тяга к экспериментальной работе побудила к созданию кабинета, в котором можно было полноценно заниматься практическими работами по химии. Варили мыло, синтезировали сложные эфиры и многое другое. Позже оказалось, что это вредные эксперименты, и они были исключены из учебных программ. Целый ряд химреактивов, запрещенных в настоящее время, находился в лаборантской, с ними работали на уроках и на кружковых занятиях. Изготовление раздаточного материала, оборудование кабинета техническими средствами обучения: киноустановкой, кодоскопом, эпидиаскопом, электрифицированными стендами — тогда эти технические средства обучения заменяли компьютеры — требовало больших усилий от учителя. Но кабинет был одним из лучших по тем временам в области.
Переход на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе через 5 лет — это быстрый карьерный рост. Появилась новая обязанность: организация работы других учителей. СШ № 4 была опорной школой области, ее коллектив состоял из талантливых и по-хорошему амбициозных педагогов. Работать в таких условиях завучу было трудно, но интересно.
Ну а последовавший в свое время перевод на должность заведующего отделом образования Осиповичского горисполкома? По словам Леониллы Ивановны, это не было самоцелью: “Так сошлись звезды”.
Главный жизненный этап
Трудовая биография Леониллы Моисеенко продолжалась 44 года и разделяется на три главных этапа: работа в школе учителем и в составе администрации СШ № 4 (1970-1983 гг.), руководство осиповичской системой образования (1983-2001 гг.), работа на пенсии: учитель Ясенской СШ (2002-2004 гг.) и методист Осиповичского профессионально-технического колледжа (2003-2014 гг.).
Конечно, самая высокая ответственность и наибольшие возможности принести пользу местной системе образования открывала должность руководителя гороно. Моисеенко была готова и к правам, и к обязанностям, поэтому время ее работы в качестве руководителя системы образования нашего райцентра можно без преувеличения назвать периодом созидания.
Были построены гимназия, детские сады №№ 9 и 10, реконструированы детские сады №№ 1, 2, 4, 6, расширена площадь СШ № 3. Отдел образования неоднократно становился победителем соцсоревнования в области и республике.
В 1998 году, при реорганизации системы управления района, Моисеенко была переведена на должность заместителя заведующего Осиповичского РОО, на которой работала до 2001 года и выхода на пенсию.
Участница I и II съездов педагогов республики. Награждена грамотами Министерства образования СССР и БССР.
Имеет дочь, которая продолжила педагогическую династию (Наталья Владимировна Лукьяненко, учитель истории ГУО “Гимназия г. Осиповичи”), и внука.
Четыре точки опоры
Пожалуй, самой сильной стороной Леониллы Моисеенко как руководителя была кадровая работа. Она редко ошибалась в людях, поддерживала атмосферу, в которой каждый хотел и мог достигать максимальной эффективности.
Стиль руководителя Осиповичского гороно кратко и точно сформулировала заместитель заведующего горотдела образования Нина Васильевна Щапова: “Требовательный руководитель + умный и деликатный человек + комфортные условия для самореализации каждого = на работу как на праздник!”
С этой формулой наверняка согласится множество других представителей педагогического сообщества нашего района, которым довелось работать с Леониллой Моисеенко.