“Цена здоровья ощущается после болезни”, — сказал как-то русский писатель Денис Иванович Фонвизин. Ежели это так, то можно представить, как дорога полноценная жизнь людям, которых недуг заключил в свои цепкие объятия и вряд ли когда-нибудь отпустит — людям с ограниченными возможностями.
А если это ребенок и у него плохо развиты мышцы, он не может резвиться с товарищами по двору… А если у него нет товарищей, потому что он не похож на остальных… А если он колясочник, много раз слышал про игру в салочки и так мечтает бежать за понравившейся девочкой, а потом петь вместе с ней песенки, но — увы… А если он не может петь песенки, потому что он впоследствии своего заболевания и говорить то не может — не может сказать маме и папе: “Не плачьте, родные, я вас люблю!” А что, если у него вообще нет ни мамы, ни папы…
Речь идет о детишках с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Нередко мы, встречая таких на улице, отворачиваемся спиной с брезгливой миной или, наоборот, тыкаем пальцем, мол, посмотрите — калека. А если и проходим мимо без внешнего проявления эмоций, то наверняка думаем, как хорошо, что в моей семье такого не произошло…
В нашем городе есть добрые сердца, которые напрямую занимаются проблемами детей с ограниченными возможностями. Это — педагоги, медицинский и обслуживающий персонал “Осиповичской государственной специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата”. Они не жалеют сил и создают уют и почти семейную атмосферу для детей со страшными диагнозами: ДЦП (детский церебральный паралич), последствия органического поражения центральной нервной системы, остаточные явления перенесенной нейроинфекции, псевдохондроплазия, болезнь Пертеса, врожденная патология опорно-двигательного аппарата, ЮРА (ювенильный ревмотоидный артрит), мышечные дистрофии, артогрипоз. Главная задача учреждения — приспособить детей к жизни, научить их, насколько это возможно, всему, чему учат обыкновенных детей в семье и школе, и, конечно же, максимально улучшить здоровье.
Здесь дети имеют возможность получить дошкольное и общее среднее образование. Условия образцовые: 25 специально оборудованных кабинетов, большой актовый зал, видеосалон и кабинет психологической разгрузки приносят немало приятных моментов ученикам.
Конечно, ребенок с такого рода недугами требует к себе особого внимания. Педагоги используют различные методики, для каждого ученика выбираются наиболее подходящие, поэтому школьники не считают процесс образования тягостным. И это несмотря на то, что усваивается программный материал обычно с трудом. Но результаты радуют: большинство выпускников получает среднее специальное образование, некоторые поступают в ВУЗы.
Ежедневно после учебного дня мальчиков и девочек ждет особое восстановительное лечение. Оно разное и не всегда соответствует стереотипному представлению о рутинных медицинских процедурах. К примеру, лечение по методике биологически обратной связи (БОС), с помощью которой тренируются мышцы, скорее похоже на увлекательную компьютерную игру. А наиболее приятный метод лечения — иппотерапия (общение с лошадьми и катание на них).
И все же школа-интернат — это не семья и не дом, которые нужны каждому ребенку, здоровому или больному. Из 75 детей, проживающих в интернате, 31 — сирота. В то время как одних мама с папой на выходные или каникулы забирают домой, другие остаются в одиночестве и ждут чуда. И речь ведь не идет об усыновлении или опекунстве — детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата постоянно необходимы условия, создать которые возможно только в специализированном лечебно-образовательном учреждении. Поэтому чудом для такого ребенка будет гостевая семья.
Если вам небезразлична судьба этих детишек, звоните по тел. 8 (02235) 24-2-61 или приходите в спецшколу, которая находится по адресу: ул. Сташкевича, 33а. И пригласите в свой дом маленького гостя…
Дима Гурин, 17 лет
В интернате с 2004 года. Добрый, понимающий, общительный, всесторонне развитый. Увлекается литературой и настольным теннисом. Главный редактор школьной газеты, пишет стихи и прозу. Мечтает стать экономистом. Участвует во всех школьных мероприятиях. Надеется, что новой семье с ним будет интересно.
Майя Шаркова, 13 лет
В школе с 2008 года. Веселая, жизнерадостная. “Умница и красавица” — говорят о ней педагоги. Любимые предметы — русский и английский языки. Увлекается рукоделием, а также пением. Майя — школьная “звездочка”.
Юра Юхимук, 11 лет
Здесь с 2009 года. Отзывчивый, доброжелательный, заботливый. Преуспевает в учебе. Любимые школьные предметы — математика и литература. Занимается вокалом. Ждет родного человека, с которым можно было бы поделиться своими маленькими и большими радостями.
Сейчас Майя и Юра принимают участие в IV Международном творческом фестивале детей с ограниченными возможностями “Шаг навстречу!”, который проходит в Санкт-Петербурге. Там собрались более 450 юных талантов из стран СНГ, Франции, Турции, Латвии, Литвы и Молдовы.
12 мая в спецшколе-интернате состоялся конкурс на лучшего ученика года. Участники соревновались в номинациях: “О себе”, “Ораторское искусство”, “Интеллектуальный конкурс” и “Портфолио”. Звание победителя досталось Дмитрию Гурину (9 класс), второй стала Кристина Филина (9), третьим — Александр Завало (11).