Алексей Флегонтов: теоретик партизанской борьбы

Алексей Флегонтов: теоретик партизанской борьбы

Алексей Канидьевич Флегонтов (06.03.1888 — 11.03.1943) — один из руководителей партизанского движения в годы гражданской войны на Дальнем Востоке и в годы Великой Отечественной войны в Подмосковье и БССР.

Имя его по стечению ряда обстоятельств условно “привязано” к Червенскому району. Но туда его перезахоронили после войны. Хотя значительная часть боевого пути возглавляемого им отряда связана с Осиповичским краем, да и погиб партизанский командир на его территории.

Еще раз о гибели комбрига

Самая малоизвестная страница осиповичского периода партизанского командира связана с его смертью 11 марта 1943 года.

В 2021 году в районной газете была размещена статья “Тайна гибели партизанского командира” (см. “АК” № 19 от 12.03.2021 г.), где обозначен ряд загадочных и спорных обстоятельств этого события.

Благодаря публикации и отзывам читателей, а также последующей работе с архивными материалами многое удалось прояснить.

Место гибели помог установить заслуженный лесовод БССР Иван Степанович Бурак (в его честь в 2023 году установлена памятная доска на здании Вязского лесничества). Он запомнил, как мастер леса партизан Николай Дорофеевич Гончарёнок в первые послевоенные годы указывал точное место гибели — примерно в 100 метрах от перекрестка по просеке между 14 и 15 лесными кварталами. Это недалеко от д. Игнатовки и моста через р. Житинку.

Место гибели совпадает с описанием в воспоминаниях начальника разведки партизанского отряда № 44 И.Л. Соболенко. Вот что он рассказал о последних минутах жизни и гибели комбрига:

“Мы (штабной обоз и раненые) под вечер снялись и поехали. Их разведка заметила это и сделала засаду. И когда на просеке немцы открыли огонь, Флегонтов дал команду отряду. Силы у нас были небольшие, был только один станковый пулемет, большинство бойцов было из кавалерийской группы <…>. Они (немцы — ред.) это сразу сообразили. Флегонтов стоял сначала на просеке возле сосны, с ним рядом был адъютант. Потом Флегонтов пошел вперед. Адъютант ему сказал: “Куда вы, товарищ комбриг?” В это время адъютанта смертельно ранило, а Флегонтов пошел вперед…

Я ему тогда сказал: “Товарищ комбриг, вы нас заберете?” Он сказал: “Всё будет в порядке”. А на пересечении двух просек стояла немецкая пушка, и он здесь наскочил на большую группу немцев. Он дал из своего ППШ несколько очередей. Они ему крикнули: “Сдавайся!” И сразу же его здесь убило. Всего мы потеряли тогда 17 человек.

Немцы написали о нем, что он — генерал-майор, главарь партизанской банды, как говорили, теперь убит, так они его все знали”.

Конечно, поиски будут продолжены, ведь где-то в архивах еще хранятся материалы расследования, которое проводилось в марте-апреле 1943 года Минским подпольным обкомом компартии по факту гибели командира бригады.

Один из организаторов партизанской борьбы

В последние годы стали известны многие подробности жизненного пути Флегонтова. Он работал учителем, участвовал в Первой мировой войне, революционном движении, организовывал партизанские отряды на Дальнем Востоке во время японской интервенции.

В годы Великой Отечественной войны Флегонтов был не только одним из ярких руководителей партизанского движения, но вообще одним из первых методистов-организаторов формировавшихся в стране партизанских отрядов.

Опытом ведения партизанской войны в годы Гражданской войны он начал делиться еще в тридцатых годах — в своей книге “Партизанской тропой”, изданной в 1932 году в издательстве “Дальгиз”.

Несмотря на возраст и тяжелые ранения в годы Гражданской войны, Флегонтов не мог остаться вне строя. Вскоре после начала нацистского вторжения ему было поручено организовать под Хабаровском “школу партизан”, которая готовила кадры для работы в тылу у немцев. Туда же рвался и сам Флегонтов. Он был заброшен на Смоленщину, где создавал первые партизанские отряды на территории РСФСР. Потом работал в партизанском штабе Московской области, участвовал в обороне Москвы, командовал партизанской бригадой “За Родину”.

Семья, личная жизнь и человеческие качества

С будущей женой Флегонтов познакомился в августе 1918 года. Тогда в бою с японскими частями у деревни Никитовки под Флегонтовым была убита лошадь, а сам он, тяжело раненный в правую ногу, был эвакуирован с фронта в город Свободный. Раненого Флегонтова сопровождала сестра милосердия хабаровчанка Александра Павловна Дудевская, которая и стала потом его женой, боевой подругой на всю жизнь.

Вообще Алексей Флегонтов очень скучал по семье. Вот  отрывки из его писем в 1941-1942 гг. из Москвы: “Солнце мое, Санюша! Поцелуй Мишку, пусть не грустит. Привет Анечке, я спокоен за вас”; “<…> истосковался я по тебе, родная моя, как бы я хотел, чтобы ты была со мной сейчас. Проклятый Гитлер разделил нас с тобой. Послал тебе четыре письма, ответов не получил”.

На протяжении всей жизни Флегонтов являл собой образец порядочного, скромного командира. Так было и на Дальнем Востоке, и в Белоруссии. За это его очень любили и уважали окружающие. Хабаровская газета 22 октября 1921 года написала о нем так: “20 октября Флегонтов уехал в Читу, в распоряжение Военного Совета Дальневосточной республики. Уехал тот, который официально был здесь в последнее время начальником Хабаровского гарнизона, а ранее занимал различные командные должности от командира партизанского отряда (за Амуром) до командующего 2-й Амурской армии. И на всех ступенях власти Алексей Канидьевич проявлял редкое по благородству качество: он всегда был одинаков, он был верным идее. Был доступен всем, прост и вежлив в обращении, требователен прежде всего к себе, затем к подчиненным, настойчив, если дело касалось революции, и в то же время чрезвычайно скромен во мнении о себе<…>. Честная, открытая, идейная натура — вот понятия, определяющие т. Флегонтова. Истинный товарищ <…> и в бытность его командующим армией ел только то, чем питались все народоармейцы. Соленая кета и овсяная каша — это обычный стол Флегонтова. Ничего лишнего, ничего сверх пайка. Как коммунист — с кристально чистой душой, твердым характером и чутким сердцем, Флегонтов отличался большой работоспособностью. Большой практический военный специалист, он вместе с тем был неустанным работником в партии и почти постоянным председателем на партийных собраниях. Если дело требовало, то времени не существовало для Флегонтова. И ночь для него превращалась в день. Упорно и кропотливо, с вниманием и любовью Флегонтов читал, изучал, думал и словом своим, делом и примером служил народу”.

Награды, звания, занимаемые должности

В 1922 году “за отличие в боях против врагов социалистического отечества в рядах Красной армии, Красной гвардии и партизанских отрядах” Флегонтов был награжден орденом Красного Знамени. В феврале 1942 года удостоен ордена Ленина. Эти две высокие награды комбриг постоянно носил на гимнастерке.

После гибели Флегонтов был посмертно награжден медалью “Партизану Отечественной войны” I степени, дважды — орденами Отечественной войны I степени. Решением Минского обкома КП(б)Б в апреле 1945 года он был представлен и к присвоению звания Герой Советского Союза, но награждение не состоялось.

Несмотря на то что “дядя Леша” не являлся генералом, его имя во время войны и в послевоенных публикациях ассоциируется с генеральским званием — “партизанский генерал”, “легендарный генерал”…

Во время войны фашисты называли его “бандитский генерал”. В одной из центральных газет СССР статья о нем публиковалась в рубрике “Партизанские генералы”.

Но на самом деле у Алексея Флегонтова было звание “интендант 2 ранга”, что соответствовало майору.

На сайте газеты “СБ. Беларусь сегодня” (sb.by/articles/aleksey-flegontov-general-i-partizan.html) размещена статья, где Алексей Флегонтов назван одним из наиболее известных таможенников-партизан. Отчасти это верно, так как в богатой биографии комбрига были четыре года руководства таможней ДВР — с 1922 по  1926 гг. занимал должность начальника Главного таможенного управления Дальневосточной республики.

Вообще же в 1922-1941 гг. он находился на партийной и хозяйственной работе в Хабаровске, Киеве и Москве, был членом ВЦИК СССР, занимал много руководящих должностей в различных ведомствах. Перед войной (с 1939 года) работал управделами Гидрометеослужбы при СНК в г. Москве, так что и к метеорологам его можно условно отнести…

О месте захоронения и сохранении памяти комбрига

После гибели Флегонтов был первоначально похоронен на партизанском кладбище в Рассохе возле д. Маковье.

В послевоенные годы состоялось перезахоронение флегонтовцев: останки комбрига перенесли в Червень, а партизан из его отряда — на гражданское кладбище в Гродзянке. То, что Флегонтов похоронен отдельно от боевых товарищей, — еще одна загадка в его биографии.

Якобы на перезахоронении в Червене настояла приезжавшая из Москвы жена…

Валентин ШПАК, администратор интернет-проекта “Электронная книга «Память. Осиповичский район»”.

Последние новости

Новости

Всемирный день охраны труда

28 апреля 2025
Читать новость
Новости

Асіповіччына працоўная

28 апреля 2025
Читать новость
Афиша

К сведению пассажиров

27 апреля 2025
Читать новость
80 лет Великой Победе

Судьбы братьев Городецких

27 апреля 2025
Читать новость
Новости

График приема граждан и юридических лиц начальниками управлений и отделов районного исполнительного комитета по субботам на май

27 апреля 2025
Читать новость
Новости

НЕТ – незаконному оружию!!!

26 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем