Необычный музыкант

“Не каждый музыкант может быть настройщиком, а вот настройщик — всегда музыкант”, — говорит Владимир КОНОНОВ, который специализируется по настройке пианино и роялей. Сам он еще в юности самостоятельно освоил гитару и ударные и был в своем круге знаменитостью, играя в школьном ансамбле. Во Львовском высшем военном училище, где готовили культпросветработников и военных журналистов, подкрепил свои знания в области музыки и именно здесь ближе познакомился с фортепиано.
В нашем районе он, как настройщик, в единственном числе. Да и в стране таких узких специалистов относительно немного: нет учреждений, их выпускающих, а чтобы самому постигнуть науку, нужно немало и терпения, и времени.
Стал Кононов настройщиком случайно — когда служил в Риге начальником клуба воинской части. Армейское пианино очень нуждалось в настройке, но музыкант понимал, что без определенных знаний сделать это не получится: не раз уже пробовал налаживать механизмы, но результат при этом всегда оставлял желать лучшего. Нашел специальную литературу, начал совершенствоваться. Конечно, не все получалось сразу, но со временем отточил мастерство. Сегодня он музыкант военного духового оркестра, а по совместительству работает в детской школе искусств — настройщиком фортепиано. Попробуем узнать про особенности этой необычной профессии?
Настройка пианино или рояля требует особого терпения, практики и знаний. Для полного и сочного звучания нужно больше, чем подтяжка струн, так что специалисты годами изучают различные нюансы. Не будем вдаваться в технические подробности, но нужно приложить много усилий, чтобы все 88 клавиш звучали одинаково хорошо.
Кстати, сколько в нашем районе клавишно-струнных инструментов? Владимир говорит, что в их музыкальной школе 11 пианино, а о ситуации в целом может судить разве что по слухам. Исходя даже из которых, можно сказать, что земляки — довольно музыкальные люди. Конечно, больше владельцев пианино, но в городе есть и рояли. В основном пользуются инструментами марки “Беларусь” 60-80-х годов, которые переходят из рук в руки. Приходилось видеть и раритеты ХIХ века. Пианино с конвейера малодоступны нашему покупателю — новый инструмент по стоимости не уступает хорошему подержанному автомобилю. Но сколько бы лет ему не было, за ним всегда нужно ухаживать. Как правильно? Кононов пояснил:
— В фортепиано легко могут завестись моль или мыши. Чтобы избежать капитального ремонта, лучше хранить внутри инструмента средства от вредителей. Что касается настройки, то делать это нужно не менее раза в год, так как на качество звучания влияют многие факторы: температура, влажность и др. На самом деле этот пункт выполняют редко из-за отсутствия специалистов, да и сами владельцы мало обращают внимания на расстроенный инструмент. А зря, ведь игра на таком может испортить музыкальный слух.
Беседуя с Владимиром удалось получить ответ на вопрос, который хоть раз задавал себе даже далекий от музыки человек: чем пианино отличается от рояля? Оказывается, это типы фортепиано. У первого струны расположены вертикально, у второго — горизонтально, поэтому рояль более громоздкий. Внутренние механизмы из-за такой особенности ведут себя по-разному. И, кстати, звучание пианино из-за компактности во многом уступает “собрату”. Но в любом случае хорошо настроенный инструмент будет доставлять удовольствие даже самому избалованному слушателю.
Тамара ГОРЛАЧ.