Вторая жизнь отца-основателя

Вторая жизнь отца-основателя

В мае 1940 года военное ведомство США объявило конкурс на создание легкового вездехода “общего назначения”.  Аббревиатура последних слов технического задания (general purpose — GP) и дало название новому классу легковых машин “джип”. Первым в мире джипом — полноприводным внедорожником — стал “Виллис”.

Рожденный за 45 дней

Итак, 1940-ой год… В это время в США с интересом наблюдали за разгорающейся в Европе войной, но вступать в нее не собирались. Впрочем, американские бизнесмены прекрасно понимали, какие возможности открывает участие в поставках военного снаряжения, поэтому уже в первые дни Второй мировой начали анализировать пути развития военной техники и снаряжения, создавать на основе этих исследований перспективные прототипы. Таким образом, к моменту, когда был объявлен конкурс на создание джипа, три компании — “Форд”, “Бантам” и “Виллис” уже имели серьезный задел в разработке легковых внедорожников. Однако в установленный срок — 45 дней — себе на беду уложился только “Бантам”. Представленная машина военным не понравилась, зато остальные участники узнали технические и эксплуатационные характеристики конкурента, после чего смогли оперативно подкорректировать свои образцы. В итоге выиграл “Виллис”, чья машина оказалась не только наиболее удачной, но и самой дешевой. Массовое производство джипов началось в июне 1941 года, а до конца войны их успели “наштамповать” и передать в войска стран антигитлеровской коалиции почти 660 тысяч. Воевал “Виллис МБ” (он же “Форд ГП” и “Бантам-40БРЦ” — название машины зависело от фирмы, где шла ее сборка) на всех театрах военных действий и заслуженно считался самым удачным армейским автомобилем своего времени. Примерно 50,5 тысяч машин были поставлены в СССР.

Как и союзники по антигитлеровской коалиции, воины РККА относились к “Виллису” с большим уважением, но считали эту машину не слишком надежной. В среднем ресурса ее силовой установки хватало на 10-15 тыс. км, что действительно не впечатляет. Впрочем, проблема была не в хлипкости заокеанских шатунов-шестеренок, а в низком качестве советских горюче-смазочных материалов и повсеместном игнорировании элементарных правил техобслуживания.

Жив, курилка!

Точное количество “Виллисов”, оставшихся в СССР после войны (их поставки продолжались до 1947 года), установить вряд ли возможно, но, очевидно, что их было несколько десятков тысяч. Какое-то время они использовались в народном хозяйстве, а в 60-70-е годы окончательно “убитые” джипы постепенно сдавались в металлолом. Конечно, какая-то часть списанных автомобилей при этом перекочевала в частные гаражи.

Один из сохранившихся в Осиповичском районе “Виллисов”, точнее то, что уцелело после пожара в далеком 1973 году, до недавнего времени тихо ржавел в деревне Новоселки. Сегодня этот джип уже почти восстановлен. В планах нынешнего владельца раритета — Михаила Гаврусенка — 3 июля въехать на легендарной машине в город и провезти по нему ветеранов войны.

Пока идут восстановительные работы, у читателей “Автоклуба” есть уникальная возможность познакомиться с устройством дедушки всех внедорожников.

Но для начала пару слов о человеке, который взялся за такое необычное дело.

Михаил Гаврусенок — бывший военный, специалист в области ремонта бронетанковой техники. Работа со сложной механикой ему нравилась настолько, что, уйдя в запас, решил сделать ее своим хобби. Поэтому первоначально взялся за восстановление грузовиков (ГАЗ-52 и ЗИЛ-130) и тюнинг тяжелых мотоциклов, а в 2008 году приятель попросил сделать капитальный ремонт семейной реликвии — “Виллиса МВ”. В эту машину Михаил Васильевич просто влюбился и, отдав отреставрированный джип владельцу, решил обязательно заиметь такой же.

…Вдохнуть жизнь в груду ржавого железа очень не просто. Одна из главных сложностей — несоответствие американских, т.е. рассчитанных в дюймах подшипников, болтов, шестеренок и прочей автомобильной “мелочи” отечественному метрическому стандарту. Подобрать аналоги, как правило, невозможно, поэтому что-то приходится покупать по интернету (заказанный в США оригинальный тент обошелся, к примеру, в 650 долларов) или проявлять немалую смекалку. Впрочем, “колоть” хитрые инженерные задачки для Гаврусенка в радость, и часто он находит очень изящные выходы из безнадежных ситуаций. Великолепный пример такой технической дерзости — сопряжение виллисовской коробки передач с двигателем “Жигулей”. Скрещивание “ежа с ужом” прошло успешно, но…

Кое-что о техническом прогрессе

— Недавно появилась возможность восстановить родной виллисовский мотор, — говорит автореставратор. — Конечно же, я поставлю его вместо ВАЗовского. От этого выиграет коллекционная ценность машины, но для меня важно другое: он попросту лучше жигулевского, да, пожалуй, и любого современного двигателя.

Сильно сказано, но по делу. Нефорсированный, 2-литровый 4-цилиндровый (60 л.с.), малооборотистый и относительно экономичный (12 л/100 км по шоссе), он имеет крутящий момент заметно больший, чем у новейших одноклассников. Для внедорожника, которому важна не высокая скорость, а способность не глохнуть при запредельной нагрузке, это преимущество более значимо.

Очень уважает Гаврусенок и подвеску своего “Виллиса”. Она на первый взгляд простая (рессорная), зато обеспечивает настройку жесткости в зависимости от условий эксплуатации и имеет феноменальную живучесть. Через 70 лет с момента выпуска даже в самых нагруженных деталях владелец не обнаружил существенных признаков износа.

В ближайшие недели на собранное шасси будет устанавливаться кузов. Его пришлось фактически делать заново — оригинал, естественно, сгнил. Штамповать сложные детали из листовой стали толщиной в 1,5 мм в домашнем гараже невозможно — их приходится собирать как конструктор “Лего” (из отдельных элементов), скреплять начерно болтами и после подгонки по месту сваривать.

Ювелирная работа, но ведь старина “Виллис” явно стоит затраченных усилий!

 

Последние новости

Власть

“Пришло время собирать камни, чтобы строить наш храм”. От чего Лукашенко защищал Беларусь на рубеже 2000-х

10 сентября 2025
Читать новость
Культура

Что посмотреть на неделе в Осиповичах? Афиша кинотеатра «Родина»

10 сентября 2025
Читать новость
Общество

Педагоги на страже правопорядка. Руководство Осиповичского РОВД на днях чествовало педагогических работников, способствовавших раскрытию преступления и пресечению правонарушений

10 сентября 2025
Читать новость
Общество

Захаваць назапашанае. У бягучым годзе па дзяржзаказе Асіповіцкаму вытворчаму ўчастку ААТ “Бабруйскі камбінат хлебапрадуктаў” неабходна закласці на захоўванне 29 780 тон зерня

10 сентября 2025
Читать новость
Общество

Как насчет грибалки? Экофестиваль “Тихая охота” пройдет на Осиповичской земле 13-14 сентября

10 сентября 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 10 сентября для всех знаков зодиака

10 сентября 2025
Читать новость

Рекомендуем