Ионас Круминис для осиповичского сообщества автомобилистов — человек уникальный. Он уже 31 год ведет в автошколе ДОСААФ курс медицины и дал знания в этой части правил дорожного движения примерно 80% наших водителей. Как врач скорой медицинской помощи, немало автомобилистов спас после аварий. Ну и, наконец, будучи этническим литовцем, он регулярно ездит к себе на родину и, стало быть, имеет возможность сравнивать дорожную культуру в Литве и Беларуси — соседних, но очень разных странах.
— Ионас Теодорович, в автошколе курсантские группы состоят из очень разных людей. Глядя на них с высоты своего жизненного и профессионального опыта, Вы можете спрогнозировать, кто из учеников будет ездить долго и счастливо, а кому надо очень постараться, чтобы не закончить жизнь под Леонидовым крестом*?
— Такой прогноз можно делать, но применительно не к отдельному человеку, а к возрасту. На дороге больше всего опасность угрожает мужчинам в возрасте до 30 лет. Многие из них считают мощный автомобиль средством повышения статуса, а опасную езду — способом самоутверждения. Это, конечно, глупо, но переделать возрастную психологию невозможно. Так что как увижу гонщика-юнца за рулем — сразу стараюсь уступить ему дорогу. Пусть у него будет больше шансов дожить до более мудрых лет.
— Спасать знакомых по обучению в автошколе не приходилось?
— От последствий аварий — не знаю. А вот от острого отравления алкоголем одного спас точно.
Как-то из деревни Деменка сообщили, что трое мужчин выпили слишком много самогона. Пока бригада скорой помощи добралась туда, один уже умер, два лежали в коме, но их удалось вытащить. Один, как очнулся, радостно так говорит: “Доктор, я вас знаю, вы меня в ДОСААФе учили!”
— Автомобиль-дорога-алкоголь… Что Вы думаете о недавнем уменьшении допустимого уровня этилового спирта в крови водителей?
— Допустимая концентрация алкоголя все еще остается слишком высокой. В организме водителя его должно быть ровно 0,02 промилле. Это — естественный уровень для человеческой физиологии.
Но дорога непредсказуема, и иногда хочется, чтобы такого ограничения не было вовсе. Однажды около поселка Советский произошла серьезная авария. У пострадавшего водителя плотно зажало ногу, и ее освобождали несколько часов. Вывести человека из шокового состояния и уменьшить риск возникновения синдрома длительного сдавливания можно, ненадолго расширив сосуды приемом крепкого напитка. Но убедить сотрудников ГАИ, что в данной ситуации пара глотков коньяка может уберечь человека от длительного лечения, так и не удалось…
— Чувствуется ли разница менталитетов белорусских и литовских автомобилистов?
— В Литве принято с уважением относиться к водителям-иностранцам, новичкам и вообще всем, кто неуверенно себя чувствует в дорожном потоке. Им стараются не мешать, а не подрезают и не подгоняют раздраженным бибиканьем.
Европейские машины там стоят намного дешевле, поэтому в целом доля более новых и более дорогих машин выше, но также хватает и откровенного хлама. Для автопарка Беларуси такое расслоение не характерно.
В литовских городах разрешается ездить со скоростью 50 км/ч, а “лежачие полицейские” делаются из резины.
— Кстати, о “лежачих полицейских”. Не слишком ли их много в нашем городе?
— Как врач, сомневаюсь в пользе применения искусственных неровностей около школ и детских садов. При разгоне после проезда “лежачего полицейского” машины выбрасывают намного больше вредных газов, чем при равномерном движении, так что детям приходится дышать более грязным воздухом…
* Леонидов крест — так называют знак на месте гибели человека в ДТП.
Филиал “Осиповичский завод железобетонных конструкций” ОАО “Дорстроймонтажтрест” отмечен Дипломом I степени XXII республиканского конкурса “Лидеры в строительстве Беларуси-2025”
5 июля 2025
Общество
Коллектив РУП “Могилёвоблгаз” завоевал Гран-при IX молодежного фестиваля “Мы едины — мы молодежь”.
5 июля 2025
Общество
“Аўталаўка — гэта свята!” — так лічаць жыхары малых населеных пунктаў Асіповіцкага раёна
4 июля 2025
Общество
Международный молодежный патриотический проект “Дорогами Памяти и Славы” в Осиповичах