“Ночь музеев” в районном историко-краеведческом музее в этом году получилась, как всегда, особенной

Культура
Осиповичи: взгляд через столетие
Как и всё в этом мире, новый формат работы с посетителями когда-то и где-то был опробован в первый раз. И тут становится интересно: инициатором ночных музейных мероприятий стал владелец первого в постсоветской России частного музея старинной автомототехники Сергей Ломаков. И было это ровно 30 лет назад, в 1991 году. Смелая идея, только она чуть-чуть опередила свое время и, как говорится, не выстрелила. Но ушлые иностранные туристы потенциал российской музейной инициативы оценили и кому надо о ней рассказали. С 1999 года Минкульт Франции запустил похожую акцию “Весна в музее”, которая через два года стала международной, а с 2005 года превратилась в уже привычную “Ночь музеев” — интерактивное шоу с элементами погружения в определенную историческую эпоху.
Осиповичский историко-краеведческий музей темой “Ночи-2021” выбрал, пожалуй, самый специфичный период существования нашего края — конец ХІХ-начало ХХ века.
Из деревни в город. На паровозе
Начался рассказ о превращении деревни Осиповичи в одноименный город с “культурного противопоставления”: образцовый коллектив “Василинки”, народный ансамбль “Вязанка” и центр творчества детей и молодежи провели своего рода исполнительский баттл, который наглядно показал разницу между восприятием жизни, потребностями-возможностями крестьян и жителями города, в которых эти крестьяне превратились при жизни одного поколения — за каких-то 30-40 лет.
…К началу 1870-х годов лучшие времена деревни Осиповичи давно прошли. Если точнее, это произошло из-за увеличения удельного веса Бобруйска в региональной экономике. Торговый путь Свислочь-Глуск довольно быстро увял, что лишило Осиповичи (один из ключевых пунктов инфраструктуры этой дороги) всяких перспектив развития. По нынешним меркам Осиповичи по состоянию на 1871 год выглядят вполне серьезным поселением — около 100 душ, но по стандартам доиндустриальной эпохи это был не масштаб: всего 4 двора…
Зато Осиповичи образца 1904 г. — это не одно, а целых три поселения (деревня, станция, поселок) с развитой промышленностью: 2 лесопильных завода, мельница, шпалопропиточный завод, приличное количество мелких мастерских и кузниц и общим числом жителей около 2 000 человек. Рост населения — в 20 раз, и его драйвером была исключительно “чугунка”! Железной дороге было нужно много людей, и, что важно, она привлекала в первую очередь сельскую бедноту. Зажиточному крестьянину бросать налаженное хозяйство было неинтересно, зато остальным работа на железной дороге гарантировала повышение статуса и стабильный доход. Причем для того времени весьма приличный. Естественно, деньги нужно было тратить, так что сфера услуг и торговля тоже развивались уверенными темпами.
Оценить уровень жизни своих предков гости “Ночи музеев” могли посетив мануактурную лавку, сапожную мастерскую, амбулаторию, трактир, кузницу, жилой дом мещанина средней руки: для их оформления использовались аутентичные предметы из фондов музея и предоставленные местными коллекционерами.
Впрочем, из общей массы городского населения железнодорожники выделялись заметно. Разницу позволяет прочувствовать трагический случай, в начале ХХ века ставший шумным информационным поводом для газет всего Северо-Западного края. На переезде, рядом с которым нынче находится поселок Советский, с целью грабежа был убит будочник и вся его семья. Караульный при переезде — один из самых низших чинов в должностной иерархии, но и у него бандитам было чем поживиться.
К слову, полицейский участок в Осиповичах располагался в первом капитальном здании, построенном для нужд железной дороги. Это был офис начальника станции, теперь там размещается райотдел Следственного комитета.
Но менялись не только доходы, росла и образованность населения. Для “Ночи музеев” был частично воссоздан класс железнодорожной школы во время урока чистописания. Чернильница, перо, прописи… Повод для воспоминаний у зрителей в возрасте 50+ , а нынешних школьников от этого занятия было не оторвать!
Долгоиграющий пример панов Дараганов
Клан Дараганов для нашего края сделал многое, причем в самых разных направлениях.
Но заглянем в корень: главный дарагановский вклад — создание первого генерального плана развития города-промышленного центра и превращение его в транспортный узел. Истории о том, как проект создания местечка Осиповичи утверждал лично император Николай ІІ, и о том, как изменила частная “чугунка” Осиповичи-Старые Дороги жизнь западной части Осиповичского района, можно считать своего рода классикой перспективного экономического мышления и умения “пробивать” бюрократические препоны. Заложенный тогда вектор развития был выбран настолько точно, что не изменился ни в советскую, но в постсоветскую эпоху. Осиповичский район был и наверняка еще долго будет одним из ключевых регионов Могилёвской области по экономическому потенциалу.
Украшением “Ночи музеев” стала инсталляция, посвященная быту этой достойной дворянской семьи, в котором органично сочетались правила высшего столичного общества и провинциальная свобода от излишней чопорности. Эти люди умели работать и любили со вкусом отдыхать — в чем остаются примером даже сегодня.
Меценатка из имения Жорновка
Магдалена Радзивилл — еще одна яркая личность начала ХХ века. Одна из богатейших помещиц Игуменского повета имела состояние, стоимость которого примерно эквивалентна нынешним 300 миллионам долларов. Значительную часть доходов она тратила на благотворительность, в том числе материальную поддержку подающих надежды литераторов. На средства Магдалены Радзивилл были отпечатаны книги “Вянок” Максима Богдановича (1913 г.), “Рунь” Максима Горецкого (1914 г.), “Родныя з’явы” Тараса Гушчы (Якуба Коласа) (1914 г.), “Курганная кветка” Констанции Буйло (1914 г.), “Васількі” Ядвигина Ш. (1914 г.).
Этой необыкновенной женщине был посвящен мини-спектакль, который произвел на зрителей сильнейшее впечатление.
…Следующим крупным мероприятием, которое готовит историко-краеведческий музей, будет литературный фестиваль “Магдаленаўскія чытанні”. Приходите: это интересно.
Постфактум. Предоставленную для оформления экспозиции “Кузнечная мастерская” коллекцию топоров ее собиратель Андрей Торбин передал в музейный фонд.