Партизанская хроника. Март 1944 г.

В марте 1944 года оперативным отделом Белорусского штаба партизанского движения (БШПД) в адрес руководства страны всего было подготовлено 11 разведсводок (№№ 16-26)
Из массива разведывательной информации, стекающейся в штаб, выделены сообщения по обстановке в Осиповичском и прилегающих районах. Для полноты картины летописи освобождения нашего района приведены отчетные данные из оперативных сводок о деятельности партизан осиповичского соединения за март 1944 года, несколько сообщений из других партизанских источников.
01.03.1944 — на 1 марта установлена следующая численность немецких гарнизонов: в Осиповичах — до 5 000 человек, Лапичах — 500 человек, Свислочи — саперный батальон, Ясене — батальон мотопехоты. Партизанская разведка подтвердила, что в Осиповичах дислоцируются тыловые части 707 охранной дивизии. По состоянию на начало марта усилена противовоздушная оборона города и станции Осиповичи: количество орудий ПВО увеличено на 10, 3 из которых установлены в городе, а 7 на окраинах. Общее количество орудий зенитной артиллерии доведено до 22 единиц.
02.03.1944 — противник продолжает активные боевые действия против партизан в районе западнее города Осиповичи в целях обеспечения безопасности своих тылов на Бобруйском направлении (источник: вывод по разведсводке № 16 от 02.03.1944).
05.03.1944 — противник форсирует строительство оборонительных сооружений на правом берегу р. Березины на участке Борисов-Березино-Свислочь-Бобруйск.
06.03.1944 — за период 10 дней (с 26.02.1944 по 05.03.1944) по железной дороге из Минска на Бобруйск прошло 117 эшелонов, в составе их учтено 600 вагонов с войсками, 46 танков, 1 053 платформы с автомашинами, 89 полевых орудий и 2 самоходных, 70 орудий ЗА (зенитной артиллерии), 25 минометов, 499 вагонов с боеприпасами, 327 с продовольствием, 152 с фуражом, 303 с неустановленным грузом, 197 санитарных, 82 со скотом, 107 цистерн с бензином, 310 платформ с соломой, 26 с колючей проволокой, 27 с рельсами, 330 вагонов порожняка.
Обратно — 138 эшелонов, в составе которых 466 вагонов с войсками, 326 платформ с автомашинами, 51 вагон с авиабомбами, 15 — с арестованными, 24 — со льном, 200 санитарных, 480 с неустановленным грузом, 360 порожняков, 588 платформ со снарядными ящиками, 489 — с металлоломом.
По шоссе из Минска на Бобруйск с 26.02.1944 по 06.03.1944 прошло 340 грузовых и 48 легковых автомашин, 2 танка, 3 орудия. В обратном направлении — 346 грузовых и 65 легковых автомашин, 7 танков, 7 орудий и обоз с семьями полицейских (637 подвод).
По железной дороге из Осиповичей на Слуцк с 26.02 по 06.03.1944 прошло 8 эшелонов. В их составе 10 вагонов с войсками, 35 с боеприпасами, 20 санитарных, 20 с неустановленным грузом, 263 порожняка, 5 цистерн с бензином.
10.03.1944 — по данным, поступившим с 5 по 10 марта 1944 года, партизанскими отрядами Белоруссии всего пущено под откос 187 эшелонов, в том числе на ж.д. Минск-Бобруйск — 59, Осиповичи-Слуцк — 11 (источник: оперативная сводка БШПД № 16 (90) от 11.03.1944).
СПРАВОЧНО. В этот период осиповичские партизаны были лидерами по диверсионной деятельности на объектах железнодорожного транспорта. На их долю приходится 70 эшелонов из 187, т.е 37,4%. Для сравнения: на “ключевой” железнодорожной магистрали Минск-Орша было подорвано 52 эшелона (27,8%). Лидерство по диверсиям подтверждается и статистикой за период с 18 по 21 марта 1944 года, когда всего по Белоруссии было пущено под откос 90 эшелонов, из них больше всего на участках Минск-Бобруйск и Минск-Орша — по 17 эшелонов (источник: оперативная сводка БШПД № 19(93) от 22.03.1944).
11.03.1944 — в г. Осиповичи возле городка НКВД на территории 2 кв. км расположен склад артснарядов крупного калибра. Там же находится до 1 500 автомашин, которые перевозят боеприпасы к фронту. Ежедневно на складе разгружается 5-6 эшелонов.
13.03.1944 — продолжая массовое минирование объектов и коммуникаций, противником заминирована территория севернее моста через реку Свислочь по дороге Свислочь-Лапичи. В военном городке Марьина Горка заминирована котельная, 9 казарм, водонапорная колонка, водосточные трубы, траншеи, дороги на территории городка. В домах начсостава установлено по 4 заряда в каждом, в школе — 5 зарядов, на вокзале — 2 заряда ВВ. В местечке Пуховичи заминирован аэродром.
17.03.1944 — на середину марта в Лапичах (20 км северо-западнее Осиповичей) дислоцируется 137 ремонтно-строительный батальон, который ремонтирует автомашины, поступающие с фронта. Здесь же дислоцируется и 10 строительный батальон. Партизанская разведка уточняет данные о том, что дислоцирующийся в районе Вязье, Лапичей и Свислочи полк изменника Бишлера состоит из штабного, 1 и 2 пехотных батальонов, рабочего батальона, кавалерийского эскадрона и артиллерийской батареи. Общая численность полка 1 500 человек. Полк сформирован в 1942 году из изменников и полицейских Дорогобужского района Смоленской области и Клетнянского района Орловской области, подчинен 532 тыловой комендатуре (“Корюк”). Командир полка — капитан Бишлер, командир 1 батальона — капитан Лаберко, командир штабного батальона — Акимов, командир кавэскадрона — лейтенант Власов, командир артбатареи — лейтенант Авбул.
Характеризуя политико-моральное состояние войск противника в специальном разделе разведсводки, партизанские источники указали, что с начала 1944 года при полке Бишлера в районе Свислочи имеется т.н. лагерь № 1, в котором содержится 20-25 изменников, которые обвиняются в неблагонадежности и связях с партизанами. Большинство попавших в этот лагерь по приказу Бишлера расстреливается. В гарнизоне Осиповичи среди немецких солдат ведутся разговоры о том, что в марте немецкие войска отступят “на старые границы”, что “коммуникации для этого подготовлены, закончена эвакуация оборудования из Белоруссии”. Солдаты и офицеры тыловых частей, расположенных в районе Осиповичей, находятся под постоянной угрозой отправки на фронт. Проводится процедура “прочесывания” — отсылка немецких военнослужащих из тыловых подразделений на фронт, замена их изменниками и женщинами из числа русских (так в первоисточнике).
21.03.1944 — со стороны Бобруйска в Осиповичи прибыла зенитная часть численностью до 250 немцев с 15 зенитными орудиями и 4 прожекторами. Сюда же на погрузку прибыла понтонная часть с 80 понтонами на 80 автомашинах. В Осиповичах готовятся квартиры для размещения прибывающих войск.
25.03.1944 — на аэродроме Осиповичи (район деревни Заболотье) бетонированных дорожек нет. Изредка производят посадку одиночные самолеты на площадку южнее военного городка.
26.03.1944 — вышло Директивное письмо Осиповичского подпольного райкома КП(б)Б командирам и секретарям партийных организаций партизанских отрядов “О срыве мобилизации в профашистскую так называемую Белорусскую крайову оборону”. Оно начиналось словами: “6 марта 1944 года гитлеровский холуй, шуточный президент так называемой центральной Белорусской рады прохвост Островский издал приказ о мобилизации всего мужского населения на территории Белоруссии рождения 1908-1924 гг. Офицерский состав, согласно приказу, мобилизуется в возрасте до 58 лет, унтер-офицерский состав — до 55 лет”. Партизанским командирам и комиссарам было рекомендовано всячески противодействовать процессу мобилизации (источник: Национальный архив Республики Беларусь, фонд 1350, опись 1, дело 150, л. 250, в книге “Память” 296 стр.).
ИТОГИ действия осиповичской группы партизанских отрядов за март 1944 года (источник: оперативная сводка БШПД № 23(97) от 12.04.1944):
210 отряд им. Сталина (командир Глотов) — на железной дороге Бобруйск-Осиповичи-Старые Дороги взорвано 6 эшелонов противника, разбито 4 паровоза, 14 вагонов и 1 платформа. Обстрелом из ПТР повреждено 10 паровозов. Через агентуру отряда в г. Осиповичи взорван 1 вездеход. В результате засад уничтожено 2 автомашины, 1 мотоцикл, 2 лошади, убито 21 и ранено 8 немецких солдат. Сожжено 2 моста на шоссе Бобруйск-Осиповичи. Взяты трофеи: 2 винтовки и 1 пистолет.
211 отряд им. Рокоссовского (командир Борозна) — на железной дороге Минск-Осиповичи-Бобруйск взорвано 17 эшелонов, разбито паровозов — 12, вагонов — 35, платформ — 21. Путем минирования дорог и из засад уничтожено 11 автомашин. В боях из засад и в результате диверсий убито 182, ранено 100 немецких солдат и офицеров.
212 отряд им. Сумченко (командир Гнедько) — на железной дороге Бобруйск-Осиповичи взорвано 3 эшелона противника, разбито 4 паровоза, 6 платформ, 10 вагонов, повреждено 3 танка, 3 автомашины, обстрелом из ПТР подбито 2 паровоза. Разрушено 2 км телефонно-телеграфных линий связи, сожжено на шоссе Осиповичи-Минск 2 моста. В боях и в результате диверсий убито 8, ранено 15 немцев, сожжено 500 тонн сена.
213 отряд “За Советскую Белоруссию” (командир Подлесный) — на железной дороге Минск-Осиповичи взорвано 3 эшелона противника. Разбито 3 паровоза, 56 вагонов и 60 платформ с техникой, сожжена 1 цистерна и 16 тонн бензина.
214 отряд им. Калинина (командир Подгайнов) — взорвано 11 вражеских эшелонов. Разбито 11 паровозов, 163 вагона, 2 платформы. На грунтовых дорогах взорвано 2 автомашины и убито 5 немцев.
215 отряд им. Ленина (командир Пыжов) — взорвано 6 эшелонов противника. Разбито 4 паровоза, 20 вагонов и 3 платформы. В результате крушений убито 215 и ранено 5 немецких солдат и офицеров. На грунтовых дорогах взо- рвана 1 автомашина, сожжено 5 мостов.
216 отряд им. Пономаренко (командир Свердликов) — на железной дороге Бобруйск-Осиповичи диверсионными группами взорвано 2 вражеских эшелона. Разбито: 1 паровоз, 8 вагонов с военным грузом, 2 платформы. На грунтовых дорогах взорвано 2 автомашины и убито 5 немцев.
СПРАВОЧНО. Из отчетных данных за март наибольшую результативность проявили отряды № 211 (по числу подорванных эшелонов — 17), № 214 (по числу поврежденных вагонов и платформ — 165), № 215 (по нанесенным потерям живой силе противника — 215 солдат и офицеров). Потери партизанских отрядов: убитыми — 19, ранеными — 5 и пропавшими без вести — 2 человека. Также осиповичские отряды возросли на 38 человек.
В целом, исходя из содержания оперативных и разведывательных сводок за март 1944 года, можно сделать определенные выводы о темпах подготовки противником оборонительных рубежей вдоль рек Березина, Птичь.
Оккупанты в этот период проводили карательные операции, чтобы обеспечить безопасность перевозок и очистить тылы своей обороны от партизан, которые превратились с серьезную силу.
Однако, несмотря на усилия врага, народные мстители продолжали успешную диверсионную деятельность на всех коммуникациях. И особенно на железной дороге Минск-Осиповичи-Бобруйск.
Валентин ШПАК,
администратор интернет-проекта “Электронная книга «Память. Осиповичский район»”.