Партизанская хроника. Март 1944 г.

Партизанская хроника. Март 1944 г.

В марте 1944 года оперативным отделом Белорусского штаба партизанского движения (БШПД) в адрес руководства страны всего было подготовлено 11 разведсводок (№№ 16-26)

Из массива разведывательной информации, стекающейся в штаб, выделены сообщения по обстановке в Осиповичском и прилегающих районах. Для полноты картины летописи освобождения нашего района приведены отчетные данные из оперативных сводок о деятельности партизан осиповичского соединения за март 1944 года, несколько сообщений из других партизанских источников.

01.03.1944 — на 1 марта установлена следующая численность немецких гарнизонов: в Осиповичах — до 5 000 человек, Лапичах — 500 человек, Свислочи — саперный батальон, Ясене — батальон мотопехоты. Партизанская разведка подтвердила, что в Осиповичах дислоцируются тыловые части 707 охранной дивизии. По состоянию на начало марта усилена противовоздушная оборона города и станции Осиповичи: количество орудий ПВО увеличено на 10, 3 из которых установлены в городе, а 7 на окраинах. Общее количество орудий зенитной артиллерии доведено до 22 единиц.

02.03.1944 — противник продолжает активные боевые действия против партизан в районе западнее города Осиповичи в целях обеспечения безопасности своих тылов на Бобруйском направлении (источник: вывод по разведсводке № 16 от 02.03.1944).

05.03.1944 — противник форсирует строительство оборонительных сооружений на правом берегу р. Березины на участке Борисов-Березино-Свислочь-Бобруйск.

06.03.1944 — за период 10 дней (с 26.02.1944 по 05.03.1944) по железной дороге из Минска на Бобруйск прошло 117 эшелонов, в составе их учтено 600 вагонов с войсками, 46 танков, 1 053 платформы с автомашинами, 89 полевых орудий и 2 самоходных, 70 орудий ЗА (зенитной артиллерии), 25 минометов, 499 вагонов с боеприпасами, 327 с продовольствием, 152 с фуражом, 303 с неустановленным грузом, 197 санитарных, 82 со скотом, 107 цистерн с бензином, 310 платформ с соломой, 26 с колючей проволокой, 27 с рельсами, 330 вагонов порожняка.

Обратно — 138 эшелонов, в составе которых 466 вагонов с войсками, 326 платформ с автомашинами, 51 вагон с авиабомбами, 15 — с арестованными, 24 — со льном, 200 санитарных, 480 с неустановленным грузом, 360 порожняков, 588 платформ со снарядными ящиками, 489 — с металлоломом.

По шоссе из Минска на Бобруйск с 26.02.1944 по 06.03.1944 прошло 340 грузовых и 48 легковых автомашин, 2 танка, 3 орудия. В обратном направлении — 346 грузовых и 65 легковых автомашин, 7 танков, 7 орудий и обоз с семьями полицейских (637 подвод).

По железной дороге из Осиповичей на Слуцк с 26.02 по 06.03.1944 прошло  8 эшелонов. В их составе 10 вагонов с войсками, 35 с боеприпасами, 20 санитарных, 20 с неустановленным грузом, 263 порожняка, 5 цистерн с бензином.

10.03.1944 — по данным, поступившим с 5 по 10 марта 1944 года, партизанскими отрядами Белоруссии всего пущено под откос 187 эшелонов, в том числе на ж.д. Минск-Бобруйск — 59, Осиповичи-Слуцк — 11 (источник: оперативная сводка БШПД № 16 (90) от 11.03.1944).

СПРАВОЧНО. В этот период осиповичские партизаны были лидерами по диверсионной деятельности на объектах железнодорожного транспорта. На их долю приходится 70 эшелонов из 187, т.е 37,4%. Для сравнения: на “ключевой” железнодорожной магистрали Минск-Орша было подорвано 52 эшелона (27,8%). Лидерство по диверсиям подтверждается и статистикой за период с 18 по 21 марта 1944 года, когда всего по Белоруссии было пущено под откос 90 эшелонов, из них больше всего на участках Минск-Бобруйск и Минск-Орша — по 17 эшелонов (источник: оперативная сводка БШПД № 19(93) от 22.03.1944).

11.03.1944 — в г. Осиповичи возле городка НКВД на территории 2 кв. км расположен склад артснарядов крупного калибра. Там же находится до 1 500 автомашин, которые перевозят боеприпасы к фронту. Ежедневно на складе разгружается 5-6 эшелонов.

13.03.1944 — продолжая массовое минирование объектов и коммуникаций, противником заминирована территория севернее моста через реку Свислочь по дороге Свислочь-Лапичи. В военном городке Марьина Горка заминирована котельная, 9 казарм, водонапорная колонка, водосточные трубы, траншеи, дороги на территории городка. В домах начсостава установлено по 4 заряда в каждом, в школе — 5 зарядов, на вокзале —       2 заряда ВВ. В местечке Пуховичи заминирован аэродром.

17.03.1944 — на середину марта в Лапичах (20 км северо-западнее Осиповичей) дислоцируется 137 ремонтно-строительный батальон, который ремонтирует автомашины, поступающие с фронта. Здесь же дислоцируется и 10 строительный батальон. Партизанская разведка уточняет данные о том, что дислоцирующийся в районе Вязье, Лапичей и Свислочи полк изменника Бишлера состоит из штабного, 1 и 2 пехотных батальонов, рабочего батальона, кавалерийского эскадрона и артиллерийской батареи. Общая численность полка 1 500 человек. Полк сформирован в 1942 году из изменников и полицейских Дорогобужского района Смоленской области и Клетнянского района Орловской области, подчинен 532 тыловой комендатуре (“Корюк”). Командир полка — капитан Бишлер, командир 1 батальона — капитан Лаберко, командир штабного батальона — Акимов, командир кавэскадрона — лейтенант Власов, командир артбатареи — лейтенант Авбул.

Характеризуя политико-моральное состояние войск противника в специальном разделе разведсводки, партизанские источники указали, что с начала 1944 года при полке Бишлера в районе Свислочи имеется т.н. лагерь № 1, в котором содержится 20-25 изменников, которые обвиняются в неблагонадежности и связях с партизанами. Большинство попавших в этот лагерь по приказу Бишлера расстреливается. В гарнизоне Осиповичи среди немецких солдат ведутся разговоры о том, что в марте немецкие войска отступят “на старые границы”, что “коммуникации для этого подготовлены, закончена эвакуация оборудования из Белоруссии”. Солдаты и офицеры тыловых частей, расположенных в районе Осиповичей, находятся под постоянной угрозой отправки на фронт. Проводится процедура “прочесывания” — отсылка немецких военнослужащих из тыловых подразделений на фронт, замена их изменниками и женщинами из числа русских (так в первоисточнике).

21.03.1944 — со стороны Бобруйска в Осиповичи прибыла зенитная часть численностью до 250 немцев с 15 зенитными орудиями и 4 прожекторами. Сюда же на погрузку прибыла понтонная часть с 80 понтонами на 80 автомашинах. В Осиповичах готовятся квартиры для размещения прибывающих войск.

25.03.1944 — на аэродроме Осиповичи (район деревни Заболотье) бетонированных дорожек нет. Изредка производят посадку одиночные самолеты на площадку южнее военного городка.

26.03.1944 — вышло Директивное письмо Осиповичского подпольного райкома КП(б)Б командирам и секретарям партийных организаций партизанских отрядов “О срыве мобилизации в профашистскую так называемую Белорусскую крайову оборону”. Оно начиналось словами: “6 марта 1944 года гитлеровский холуй, шуточный президент так называемой центральной Белорусской рады прохвост Островский издал приказ о мобилизации всего мужского населения на территории Белоруссии рождения 1908-1924 гг. Офицерский состав, согласно приказу, мобилизуется в возрасте до 58 лет, унтер-офицерский состав — до 55 лет”. Партизанским командирам и комиссарам было рекомендовано всячески противодействовать процессу мобилизации (источник: Национальный архив Республики Беларусь, фонд 1350, опись 1, дело 150,  л. 250, в книге “Память” 296 стр.).

ИТОГИ действия осиповичской группы партизанских отрядов за март 1944 года (источник: оперативная сводка БШПД № 23(97) от 12.04.1944):

210 отряд им. Сталина (командир Глотов) — на железной дороге Бобруйск-Осиповичи-Старые Дороги взорвано 6 эшелонов противника, разбито 4 паровоза, 14 вагонов и 1 платформа. Обстрелом из ПТР повреждено 10 паровозов. Через агентуру отряда в г. Осиповичи взорван 1 вездеход. В результате засад уничтожено 2 автомашины, 1 мотоцикл, 2 лошади, убито 21 и ранено 8 немецких солдат. Сожжено 2 моста на шоссе Бобруйск-Осиповичи. Взяты трофеи: 2 винтовки и 1 пистолет.

211 отряд им. Рокоссовского (командир Борозна) — на железной дороге Минск-Осиповичи-Бобруйск взорвано 17 эшелонов, разбито паровозов — 12, вагонов — 35, платформ — 21. Путем минирования дорог и из засад уничтожено 11 автомашин. В боях из засад и в результате диверсий убито 182, ранено 100 немецких солдат и офицеров.

212 отряд им. Сумченко (командир Гнедько) — на железной дороге Бобруйск-Осиповичи взорвано 3 эшелона противника, разбито 4 паровоза, 6 платформ,  10 вагонов, повреждено 3 танка, 3 автомашины, обстрелом из ПТР подбито 2 паровоза. Разрушено 2 км телефонно-телеграфных линий связи, сожжено на шоссе Осиповичи-Минск 2 моста. В боях и в результате диверсий убито 8, ранено 15 немцев, сожжено 500 тонн сена.

213 отряд “За Советскую Белоруссию” (командир Подлесный) — на железной дороге Минск-Осиповичи взорвано 3 эшелона противника. Разбито   3 паровоза, 56 вагонов и 60 платформ с техникой, сожжена 1 цистерна и 16 тонн бензина.

214 отряд им. Калинина (командир Подгайнов) — взорвано 11 вражеских эшелонов. Разбито 11 паровозов, 163 вагона, 2 платформы. На грунтовых дорогах взорвано 2 автомашины и убито 5 немцев.

215 отряд им. Ленина (командир Пыжов) — взорвано 6 эшелонов противника. Разбито 4 паровоза, 20 вагонов и 3 платформы. В результате крушений убито 215 и ранено 5 немецких солдат и офицеров. На грунтовых дорогах взо- рвана 1 автомашина, сожжено 5 мостов.

216 отряд им. Пономаренко (командир Свердликов) — на железной дороге Бобруйск-Осиповичи диверсионными группами взорвано 2 вражеских эшелона. Разбито: 1 паровоз, 8 вагонов с военным грузом, 2 платформы. На грунтовых дорогах взорвано 2 автомашины и убито 5 немцев.

СПРАВОЧНО. Из отчетных данных за март наибольшую результативность проявили отряды № 211 (по числу подорванных эшелонов — 17), № 214 (по числу поврежденных вагонов и платформ — 165), № 215 (по нанесенным потерям живой силе противника — 215 солдат и офицеров). Потери партизанских отрядов: убитыми — 19, ранеными — 5 и пропавшими без вести — 2 человека. Также осиповичские отряды возросли на 38 человек.

В целом, исходя из содержания оперативных и разведывательных сводок за март 1944 года, можно сделать определенные выводы о темпах подготовки противником оборонительных рубежей вдоль рек Березина, Птичь.

Оккупанты в этот период проводили карательные операции, чтобы обеспечить безопасность перевозок и очистить тылы своей обороны от партизан, которые превратились с серьезную силу.

Однако, несмотря на усилия врага, народные мстители продолжали успешную диверсионную деятельность на всех коммуникациях. И особенно на железной дороге Минск-Осиповичи-Бобруйск.

Валентин ШПАК,

администратор интернет-проекта “Электронная книга «Память. Осиповичский район»”.

Последние новости

Общество

График выезда нотариусов в агрогородки Осиповичского района на май

1 мая 2025
Читать новость
Общество

Труд на благо семьи: опыт семейной пары из Осиповичей

1 мая 2025
Читать новость
Общество

1 мая 2025 года маршруты пригородного сообщения будут обслуживаться по расписанию ЧЕТВЕРГА

30 апреля 2025
Читать новость
Общество

ЗАО «Осиповичский завод транспортного машиностроения» занесен на Республиканскую доску Почета

30 апреля 2025
Читать новость
Общество

1 Мая в Осиповичах пройдет концертная программа художественной самодеятельности у фонтана в городском парке ” Первомайское настроение”

30 апреля 2025
Читать новость
Спорт и туризм

Осиповчане результативно выступили в турнире по вольной борьбе

30 апреля 2025
Читать новость