Война: 70 фотомгновений. Знает только море

Война: 70 фотомгновений.  Знает только море

Крупных сражений между военно-морским флотом СССР и кригсмарине Третьего рейха не было, да и быть не могло: сильнейшие соединения боевых кораблей Красного флота располагались на Черном и Балтийском морях, тогда как основные силы немцев ориентировались на действия в Атлантическом океане и Средиземном море. Основная задача черноморцев и балтийцев — уничтожение вражеских транспортов, проведение десантных операций и поддержка операций сухопутных войск.

Главным врагом советских моряков здесь являлась авиация: 80% потерь боевых судов Черноморского флота и примерно половина Балтийского — “заслуга” бомбардировщиков люфтваффе.

Северный флот СССР до войны считался второстепенным и был самым слабым. Однако именно ему пришлось взять на себя выполнение одной из важнейших стратегических задач: охрану коммуникаций в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океанах, по которым доставлялось четверть ленд-лизовских грузов, и уничтожение вражеских транспортов, перевозивших железную руду из портов Норвегии в Германию. Советский флот внес свой вклад в победу, однако на фоне грандиозных сухопутных битв его победы и поражения выглядят скромно, а многие удивительные, героические и печальные эпизоды борьбы моряков сегодня почти забыты.

“Иосиф Сталин” на минном поле

После окончания советско-финской войны 1940 года СССР создал на финском полуострове Ханко военно-морскую базу, расположение которой позволяло надежно закрыть всю восточную часть Балтики от проникновения вражеских судов. Именно по этой причине она стала одной из основных целей для немецкого флота и авиации. При этом финны 25 июня присоединились к немцам — вступили в войну в ответ на бомбардировку советскими ВВС их крупных городов.

База была хорошо подготовлена для обороны, поэтому отражала многочисленные атаки с суши, моря и воздуха до поздней осени 1941 года. К этому времени оборона Финского залива стала нецелесообразной, и Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ базу эвакуировать. С 26 ноября по 2 декабря с полуострова было вывезено около 25 тысяч бойцов и командиров, но спаслись далеко не все. Последний транспорт, на котором находилось от 5,5 до 7 тысяч человек, в порт назначения так и не пришел. Обстоятельства его гибели были засекречены на 48 лет…

Новейший грузопассажирский турбоэлектроход “Иосиф Сталин” был гордостью советского пассажирского флота. С началом войны от стал военным транспортом, и эвакуация Ханко стала его первым заданием.

Переполненный сверх всякой меры — в трехместные каюты набивалось по 40 человек — корабль уходил с базы в составе последнего конвоя в ночь со 2 на 3 декабря. При проходе сквозь минное поле “Сталин” не вписался в изгиб протраленного прохода и поочередно напоролся на 4 мины. Сперва потерял ход, потом ему оторвало корму и нос. Корабли сопровождения смогли снять около 1.700 человек и ушли, оставив на транспорте как минимум 2,5 тысячи еще живых пассажиров и 108 человек экипажа.

Несмотря на тяжелейшие повреждения, корабль сохранял плавучесть и дрейфовал в сторону финского берега, вскоре попав в зону действия вражеской артиллерии. По судну финны огонь не вели, но проводить дальнейшую эвакуацию “под носом” у дальнобойной береговой батареи противника было невозможно. Чтобы корабль, носящий имя советского лидера, не достался врагу, приняли решение добить его торпедной атакой. Однако полученный торпедными катерами приказ не был выполнен. Официально — из-за технических проблем и плохой погоды, однако по флоту упорно ходили слухи, что экипажи просто отказались топить своих…

Уцелевших в катастрофе солдат и моряков 5 декабря спасли немцы. Хотя слово “спасение” тут не очень уместно: всех ожидали лагеря для пленных, и вернуться домой смогли лишь единицы. На Родине их не ждали. Некоторых репатриантов, в том числе капитана “Иосифа Сталина” Николая Степанова, немедленно расстреляли, а большинство отправилось в концлагеря — уже советские…

Самый дальний “дранг нах остен”

В июле-августе 1942 года движение союзных конвоев в СССР через Северную Атлантику прервалось. Причина — полный разгром каравана PQ-17, вызванный ошибочными действиями британского Адмиралтейства. Пользуясь затишьем, командование кригсмарине решило перерезать еще одну из важных траспортных артерий — Северный морской путь.

Ключевую роль в операции “Вундерланд” (Страна чудес) должны были сыграть “Адмирал фон Шеер” и “Лютцов” — тяжелые крейсера, специально предназначенные для охоты на транспортные суда. Однако незадолго до начала операции “Лютцов” сел на мель, и план вторжения в советскую Арктику пришлось срочно перерабатывать. Откладывать ее начало немцы не считали возможным: по данным разведки, в это время по Северному пути двигался крупный конвой из транспортов и разоруженных — для меньшей осадки — эсминцев. Устроив засаду в узком проливе около архипелага Новая Земля, можно было уничтожить все советские суда.

Спешка в подготовке и недостаточное знание условий навигации в океане поставили капитана рейдера Вильгельма Меендсен-Болькена в довольно сложное положение. Корабль без приключений вошел в Карское море, однако там его везение кончилось. Единственный самолет-разведчик нашел конвой, но неправильно определил его курс, а при повторном вылете разбился. Пытаясь догнать ускользающий караван, “Шеер” попал в ледовую ловушку и чудом выбрался на чистую воду. Без воздушной разведки рейдерская операция теряла смысл, и Меендсен-Болькен решил возвращаться.

25 августа 1942 года около острова Белуха “Шеер” наткнулся на советский ледокол “Сибиряков”, команда которого не подозревала о присутствии вражеского боевого судна. Радист ледокола немедленно начал передачу в эфир о странном корабле, а немцы в ответ открыли огонь. “Сибиряков” погиб очень быстро, однако его предупреждение помогло спасти от разгрома стратегически важный порт Диксон.

“Адмирал Шеер” приблизился к нему через сутки после боя с “Сибиряковым” — как раз к моменту, когда его немногочисленные защитники закончили установку двух 152-миллиметровых орудий, спешно снятых со стоящих у причала транспортов.

Первоначально Меендсен-Болькен планировал высадить десант, но даже не особенно точная пальба с берега вынудила его ограничиться обстрелом портовых сооружений. Капитан рейдера не был трусом, но хорошо знал, что в похожих условиях норвежские артиллеристы утопили новейший крейсер “Блюхер”, и на рожон лезть не хотел.

Через несколько часов “Шеер” двинулся на запад, и уже через 2 дня все нанесенные им повреждения были устранены.

Из команды “Сибирякова” немцы спасли 22 человека. Еще один выживший — кочегар Петр Вавилов — чудом добрался до острова Белуха и прожил на нем в одиночестве 36 дней.

“Шведский лепет”

Зимой победного года немцы проводили массовую эвакуацию войск и гражданского населения из Восточной Пруссии. Подводные лодки Балтийского флота всеми силами пытались помешать перевозкам, но это была очень трудная задача: все свои фарватеры немцы окружили минными полями.

Тем не менее, 30 января подлодка “С-13” под командованием Александра Маринеско прошла через заграждения и потопила немецкое судно “Вильгельм Густлов”.

В советской историографии результат этой атаки описывался впечатляюще: “…на судне находилось свыше 7 тысяч фашистов: солдат, офицеров и высокопоставленных представителей нацистской элиты, в том числе свыше трех тысяч обученных подводников — примерно семьдесят экипажей для новых подлодок гитлеровского флота”. Не менее эффектно представлялся и психологический результат гибели суперлайнера: в Германии наступил трехдневный траур, а Гитлер объявил капитана-подводника своим личным врагом.

На самом деле все было не так красиво. Примерно 5 тысяч пассажиров “Густлова” составляли женщины и дети — из них погибло 95%. Готовых к службе подводников на корабле не было вовсе, а основные военные потери пришлись на девушек из вспомогательных частей вермахта. Да и Гитлер отнесся к потоплению корабля вполне спокойно — в последние месяцы войны у него были проблемы и посерьезнее.

Откуда же взялась информация о “семи тысячах отборных фашистов”? Эту цифру озвучила шведская газета “Афтонбладет” от 2 февраля 1945 года. С какой целью была запущена “газетная утка” неизвестно, но СССР ее опровергать не стал. Хотя о том, кто на самом деле погиб на “Густлове”, командование Балтфлота, вероятно, узнало быстро. Косвенное подтверждение тому — награждение капитана Маринеско лишь орденом Ленина (за потопление крупных кораблей подводников обычно представляли к званию Герой Советского Союза) и увольнение его в запас при первом же удобном случае. Никаких законов ведения войны на море Маринеско не нарушал, но ведь неполиткорректно делать героя из человека, на чьих руках смерть тысяч беззащитных женщин и детей…

Последние новости

Общество

1 мая 2025 года маршруты пригородного сообщения будут обслуживаться по расписанию ЧЕТВЕРГА

30 апреля 2025
Читать новость
Общество

ЗАО «Осиповичский завод транспортного машиностроения» занесен на Республиканскую доску Почета

30 апреля 2025
Читать новость
Общество

1 Мая в Осиповичах пройдет концертная программа художественной самодеятельности у фонтана в городском парке ” Первомайское настроение”

30 апреля 2025
Читать новость
Спорт и туризм

Осиповчане результативно выступили в турнире по вольной борьбе

30 апреля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко рассчитывает вывести отношения с Вьетнамом на качественно новый уровень

30 апреля 2025
Читать новость
Власть

Мамаев курган, союзный форум и переговоры с Путиным. Как прошел визит Лукашенко в Волгоград

30 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем