Война: 70 фотомгновений. Эпилог

Ну — вот и все, сегодня итоговая публикация долгого газетного проекта.
С одной стороны для автора — это облегчение: подготовка еженедельного материала, который обязан давать читателям пищу для размышлений, оказалась очень непростым делом. С другой — грустно расставаться с темой, в которой только-только стал разбираться всерьез. Ничего не поделаешь: формат “районки” налагает на объем и количество тематических материалов известные ограничения. Так что остается одно: использовать последнюю возможность и сказать о том, что кажется самым важным сегодня, накануне 70-летия Великой Победы.
Для начала — огромная благодарность Вадиму Греню, заведующему краеведческо-экологическим отделом райцентра туризма и краеведения, который год назад принес в редакцию комплект фотографий, выпущенных к 45-летию Великой Победы. Раритет советской эпохи и был отправной точкой для “70 фотомгновений”.
А еще нужно вспомнить о человеке, который, сам того не ведая, стал идейным вдохновителем проекта. Это — Андрей Зайцев, тот самый краевед-поисковик, что в 2009 году нашел зарытый в землю летом 1941 года архив 214 воздушно-десантной бригады (“О чем молчит утерянный архив” — “АК” № 39 от 8.05.2012). Познакомиться с ним лично не довелось (вскоре после сенсационной находки Андрей трагически погиб), но… если он смог, значит, могут и другие!
Изучение найденных Зайцевым документов, действий 214 вдбр на территории Осиповичского района дало несколько зацепок для начала еще одного успешного военно-исторического поиска. Его итогом стало восстановление событий боя двух бронепоездов на станции Елизово в июле 1941 года (“Далекая переправа” — “АК” № 1 от 4.01.2014).
Сперва была редкая удача: на одном из интернет-аукционов выставили на продажу подлинные фотоснимки, сделаные немецким военным корреспондентом сразу после елизовского сражения. Потом — долгое чтение книг и “путешествие” по специализированным сайтам и форумам, где энтузиасты выкладывают сканы архивных документов, обсуждают их, спорят, ссылаясь на авторитетных историков и аналитиков.
“Виртуальная охота” за фактами дала возможность ознакомиться с огромным количеством самой разной информации о событиях 1941-45 годов, так что газетный проект “70 фотомгновений” стал в некотором роде попыткой осмысления своего отношения к войне.
Судя по неравнодушной читательской реакции, такое желание есть у многих земляков. И хорошо, если “районка” смогла хоть немного помочь. Кому хочется узнать больше — обязательно загляните сюда: militera.lib.ru, reibert.info/threads/liki-vojny, respectme.ru, bobruisk.ru/node, waralbum.ru, rkka.ru, forum.patriotcenter.ru… Это интернет-ресурсы, которым можно доверять. Не потому, что они истина в последней инстанции, просто здесь присутствует незаангажированный обмен мнениями и ведутся конструктивные споры.
[warning]
ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА
В рамках XIХ Международной специализированной выставки “СМI ў Беларусi”, посвященной 70-летию Великой Победы, вечером в День печати во Дворце Республики были подведены итоги XI Национального конкурса печатных СМИ “Золотая Литера”. В творческом состязании, как отметила министр информации Лилия Ананич, участвовало более 200 проектов и работ в 24 номинациях, и лучшим из них на торжественной церемонии награждения и были вручены высшие профессиональные награды.
В числе отмеченных и коллектив газеты “Асiповiцкi край”: в категории Гран-при “70-летию Великой Победы посвящается” в номинации “Лучший творческий проект года районных, городских, многотиражных печатных СМИ” за проект “Война: 70 фотомгновений” (автор — редактор отдела экономики Дмитрий САВРИЦКИЙ) осиповичские журналисты удостоены звания лауреата!
[/warning]
Какой смысл имеет слово “истина” применительно к истории величайшей войны в истории человечества? Проблема в том, что такое масштабное событие невозможно уложить в жест-кие черно-белые рамки, а события и поступки военной эпохи неправильно рассматривать вне связи с другими, составляющими единую причинно-следственную цепочку.
Например, гитлеровская Германия почувствовала свою безнаказанность после заключения Мюнхенского соглашения, по которому Англия вынудила Чехословакию сдаться агрессору без боя. Принято считать, что британский премьер-министр Невилл Чемберлен проявил редкостную недальновидность, уступив нажиму нацистов. Это кажется глупостью, но… из недавно рассекреченных документов Пентагона стало известно, что как минимум до середины 30-х годов США усиленно разрабатывали план войны с “коварным Альбионом”.
О совершенно секретном “War plan RED” британская разведка, конечно, знала, как знала и о намерениях Гитлера в случае начала англо-американской войны стать на сторону Великобритании. Чемберлен в ситуации неопределенности “всего лишь” выбрал меньшее из двух зол. Во всяком случае, так ему казалось.
Еще впечатляющий пример — Нюрнбергский процесс. Международный трибунал должен был доказать всему миру преступность нацистского режима, однако получил от руководства стран-организаторов четкий список вопросов, которые ни в коем случае не должны рассматриваться в ходе процесса.
Со стороны СССР в него были внесены 9 пунктов. Среди них — секретный протокол к советско-германскому договору о ненападении и все, что с ним связано, сложности советско-польских отношений, обстоятельства присоединения земель Западной Украины и Западной Белоруссии…
Однако инициаторами введения подобной судебной “цензуры” были англо-американские союзники. У каждого из победителей, сражавшихся за правое дело, также хватало “скелетов в шкафу”…
Причинно-следственная неоднозначность характерна для всех уровней войны, вплоть до самых личностных.
Изучая судьбы знаменитых солдат вермахта — пехотинцев, танкистов, моряков, летчиков — невольно начинаешь испытывать к ним уважение. Враги были не менее храбрыми и стойкими, чем красноармейцы, и сражались — как им казалось — за правое дело. А потом вдруг оказывается, что тот же Эрих Хартманн (самый результативный ас-истребитель Второй мировой войны и один из наиболее порядочных летчиков Люфтваффе) вполне возможно убил на Курской дуге моего деда — политрука Василия Сидоровича. И можно не сомневаться, что дед перед смертью сделал все, чтобы уничтожить атакующего “фрица”.
По воспоминаниям дожившего до Победы дедова друга, перед своим последним боем тот предчувствовал свою смерть и не скрывал, что боится. Но приказ выполнил. Возможно, из чувства долга, возможно — потому, что еще больше боялся быть расстрелянным за трусость. А может, просто помнил, что его жена и двое маленьких детей остались в оккупированной Беларуси…
Мысли и мотивы поступков солдат, которые шли в бой, зная, что скорее всего погибнут, — один из важных военных “секретов”, которые в проекте “Война: 70 фотомгновений” раскрыть не получилось. Но еще есть время исправить упущение. Завтра, в святой День Победы, можно выкроить немного времени, чтобы посмотреть хороший фильм о войне. В хороших — а это значит честных — фильмах тема “за что на самом деле умирают солдаты” затрагивается обязательно.
Что характерно — таких фильмов в мировой кинематографии создано немного, и далеко не все из них стали знаменитыми. Вот небольшой список честных картин про настоящую войну, которые точно не разочаруют зрителя: “Аты-баты, шли солдаты”, “По тонкому льду” (СССР), “Подводная лодка”, “08/15” (Германия), “Ярость”, “Спасти рядового Райана” (США), “Мост через реку Квай” (Великобритания), “Уик-энд в Зюйдкоте” (Франция), “За тех, кого мы любим” (Япония). Ну и напоследок два шедевра военной кинопропаганды: “Танкисты” (СССР, 1939 год) и “Stukas” (Третий рейх, 1941)…